ПОЛИТИЧЕСКИЕ, НАУЧНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ, НАУЧНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

© В.М.Чеснов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2015 г.

Радиоэлектроника и космонавтика составили основу всего научно-технического прогресса ХХ века. Имея лишь слабо прорабо-танную теоретическую базу и практически никакой материальной предыстории, радиотехнические системы в комплексе с космическими аппаратами совершили научно-информационную революцию.

Сегодня в XXI веке радиоэлектроника и космонавтика продол-жают оставаться бурно развивающимися областями человеческой деятельности, в различных своих сочетаниях порождающие широкий спектр новых научно-технических отраслей. В качестве примера мож-но привести дистанционное зондирование поверхности Земли из кос-моса в радиодиапазоне, открывающее новые направления исследова-ний в геологии, картографии, метеорологии, океанологии, археологии и в целом ряде других научных направлений. На первый взгляд, может показаться, что радиотехника более тяготеет к собственно техниче-ским наукам, а космонавтика — к техническому воплощению накоп-ленных достижений. Ретроспективный же анализ эволюции этих двух областей человеческой деятельности позволяет адекватно определить их роль и место в научной и технической областях знания.

Комплексный характер технических дисциплин, сочетающий самые различные научные и инженерные задачи, обычно не позволяет однозначно отнести их к тому или иному роду творческой деятельно-сти. Сама новизна достижений технической науки (а уж тем более научно-технической отрасли) не может рассматриваться как достой-ный результат деятельности. Критериями ее оценки служат, прежде всего, полезность и стоимость.

Как правило, технические (инженерные) науки возникают в рамках теоретических дисциплин и постепенно обособляются от них. Соответственно и «добытые» ими знания вначале появляются и суще-ствуют в составе тех дисциплин, которые они «обслуживают», или тех, которые обслуживают их. «Происхождение» технических наук из тео-ретических дисциплин и связанное с этим обстоятельством определен-ное смешение критериев анализа их эволюции зачастую может вольно или невольно сказываться на их историко-научном рассмотрении. Та-кое положение может проявляться как в некорректной оценке роли личности в формировании технической дисциплины, так и в недооцен-ке практического (экономического) и политического (идеологического) значения ее достижений.

Радиотехника зародилась на рубеже XIX и ХХ веков и начала развиваться как естественнонаучная область знания в рамках теории электричества и магнетизма, и только с появлением первых радио-устройств, предназначенных не для научных экспериментов, а для решения практических задач телеграфии стала оформляться как техническая дисциплина. Создавшееся положение породило проблему приоритетов, как будто бы речь шла об открытии нового закона природы, а не о создании достаточно сложной комплексной технической системы.

В это же время началось и развитие теоретической космонавти-ки. Выход в космическое пространство рассматривался пионерами ракетной техники, прежде всего, как исследовательская задача. Решить ее мог, по их представлениям, исключительно человек на борту специального аппарата, перемещающегося в космосе. В то же время утвердился и единственно возможный способ практической реализации идеи космических исследований — с помощью ракетного устройства.

Являясь, по сути, только лишь средством для реализации идей об освоении космического пространства, ракетная техника на десяти-летия стала определяющим фактором развития космонавтики. Разра-ботка конструкций ракет и ракетных двигателей стала одной из прио-ритетных задач пионеров космонавтики и их последователей.