ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОЦЕНОК СОСТОЯНИЯ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА

ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОЦЕНОК СОСТОЯНИЯ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА

© В.А.Красавина, А.А.Кисиленко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2015 г.

Как известно, обеспечение качества, создаваемой организациями ракетно-космической промышленности (РКП) продукции является важнейшей задачей. В последние годы, после известных неудовлетворительных результатов нескольких пусков космических аппаратов и других аварийных ситуаций в Роскосмосе были рассмотрены вопросы обеспечения и повышения качества изделий ракетно-космической техники (РКТ) и процессов их создания и производства и приняты специальные решения по созданию системы обеспечения качества в отрасли.

Кроме того, в стране вообще проводится политика и выпол-няются мероприятия по внедрению целого комплекса документов по качеству, ориентированных на использование международной системы обеспечения качества (ИСО).

Как известно, в концепции методологии организации и реализации систем менеджмента качества СМК одной из важнейших проблем является проблема экономических оценок мероприятий обеспечения и состояния работ по обеспечению качества.

Общий подход к экономическим оценкам качества продукции, работ по его обеспечению и повышению состоит из двух видов экономических показателей: размеров экономических потерь от необеспечения качества продукции и размера затрат на обеспечение качества продукции.

Традиционные методы управления затратами не позволяют оценить результативность функционирования системы менеджмента качества и определить пути ее совершенствования. Поскольку в настоящее время отсутствует единый методический подход к управлению затратами на качество, порядком, сроками и формами предоставления отчетности, существует сложность оценки и прогнозирования результатов управленческих решений в области системы менеджмента качества.

В настоящее время в организациях отсутствует система учета затрат на качество продукции в рамках производственных затрат, что затрудняет анализ их динамики и распределения. Тем самым затрудняется реализация одного из основных принципов ГОСТ Р ИСО 9001-2011 — принципа непрерывного улучшения, цель которого — сокращение потерь, экономия затрат и улучшения качества продукции. В связи с этим, встает необходимость дополнения «Руководства по качеству» любого предприятия разделом «Управление затратами на качество», где должны формулироваться задачи по учету и анализу затрат, решаемые на каждом этапе жизненного цикла продукции, а также принципы их оценки, планирования и управления. Кроме того, целесообразным считается разработка стандарта организации, регламентирующего порядок сбора финансовой информации обо всех видах затрат на качество с целью её обработки и анализа, установление форм регистрации данных и предоставления отчетов руководству организации. Не менее важным считается разделение ответственности за организацию учета затрат на обеспечение качества и проведение анализа; на оценку и принятие необходимых мер по сокращению затрат на качество при сохранении уровня качества продукции либо его совершенствования.

Исследование направлено на разработку методов анализа и оценки затрат на качество процессов, при применении которых можно получить достоверную информацию о функционировании процесса и о его проблемных областях. Разработка такого метода является одной из главных задач всей системы экономики качества, так как от того насколько точно проанализированы затраты зависит конечный результат всего исследования и успех работы системы учета и анализа затрат на качество.