ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ТВОРЧЕСТВА В МИРОВОЗЗРЕНИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.
Религиозность человека, качество религиозности, качество личной и социальной жизни «человека религиозного» являются важнейшим аспектом качества бытования и функционирования общества. В этом смысле такие вопросы, как наличие или отсутствие религиозного творчества у масс людей – носителей религиозного мировоззрения в рамках различных конфессий действительно является проблемой. Суть проблемы заключается в том, что скрытый от массового сознания потенциал духовных знаний, заключенный во всех мировых религиях, остается недоступным для людей. Результатом этой невыявленности является поверхностное и рутинное понимание религиозных истин; отсутствие научного мировоззрения и активного социального действия. Конечный результат — невозможность прорвать паутину рутинного существования и перейти на новый уровень жизни общества. Масштабными примерами наличия религиозного творчества являются взгляды представителей русской религиозной философии грани XIX и XX веков (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, К.Н. Леонтьев, Л.М. Лопатин, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк и др.) и ряда представителей русского космизма (С.Н. Булгаков, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, Д.Л. Андреев).
Можно отметить следующие признаки отсутствия творчества у носителей тех или иных религиозных взглядов: безоговорочное доверие к религиозной традиции, религиозному воспитанию; приверженность к мыслительным штампам, сложившимся в различных конфессиях; привязанность к авторитетам, то есть наличие авторитарности; страх перед «другим» знанием, недоверие к парадигмам духовного знания, выработанным далекими духовными течениями; как правило, отсутствие интереса к «иному» или его голое отрицание.
Следствием нетворческого подхода являются: жесткая изолированность парадигм религиозного знания в сознании личности (одна считается истинной, все остальные — ложными); религиозный фанатизм; сужение сознания, что приводит к полной неспособности воспринимать новизну как таковую (новшества в сфере духовного знания, новые тенденции в функционировании церкви и пр.); разделенность людей в обществе по принадлежности к разным конфессиям. Можно сказать, что нетворческий подход к вопросам религии выполняет разделительную функцию, так как зачастую вырабатываются ошибочные представления о самом смысле религиозной веры, о ее потенциале и конечных задачах, поставленных духовными учителями перед людьми.
Особенности религиозного творчества К.Э. Циолковского отражены в его личных взглядах, образе жизни, научных текстах, отдельных высказываниях. Для ученого был характерен ярко выраженный синтезирующий тип мышления, позволявший сравнивать историческую роль Христа и Будды, дополнять сугубо технические тексты размышлениями о загробной судьбе человеческой души, рационально подходить к толкованию традиционных религиозных текстов, в том числе и канонических Евангелий.
Наконец, ярчайшим примером синтеза в этой области мысли может служить идея Циолковского о необходимости слияния философского, научного и религиозного подходов в понимании и освоении действительности. Суть подобного подхода заключается в том, чтобы соединить, тесно сплавить глубину философских смыслов понимания сущности мира и человека с научными методами познания действительности (одним из главных К.Э. Циолковский считал эмпирическую составляющую, то есть возможность и необходимость проверки духовного знания) и собственно религиозными истинами во всей их полноте.