ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОРОЖНЫХ КАРТ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОРОЖНЫХ КАРТ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Г.Н.Белова, В.В.Зуева, С.С.Корунов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2015 г.

Проблемы оптимизации процессов реализации перспективных космических проектов и программ в настоящее время приобрели чрезвычайную актуальность. Это обусловлено не только сложностью, капиталоемкостью и большими сроками реализации этих проектов. Важное место сейчас занимают такие вопросы, как рациональная маршрутизация и качественное дорожное картирование процессов создания и хозяйственного использования космических систем в различных отраслях и группах потребителей космических услуг.

В настоящее время идеи дорожного картирования получили широкое распространение, популярность и конъюнктурность в силу простоты и абсолютной наглядности. Но они, ка правило, отражают только топологию заданного порядка следования по процессу создания космических систем и их применения. Однако, консервативность дорожных карт является сдерживающим фактором оперативного вмешательства в условиях возникновения рисков, страховых случаев, объективных внешних условий, катаклизмов природного, экономического, политического и иного характера. Реакция на такие отклонения от дорожных карт и оптимизация маршрутизации должны быть быстрыми и экономически эффективными.

Такая возможность у дорожных карт может быть реализована при наличии соответствующего научно-методического сопровождения. Это позволит исключить неоптимальные маршруты, обеспечить научно обоснованные корректировку и даже реконструкцию первоначальных дорожных карт по стоимости, срокам, исполнителям и т.д. Научно-методические принципы, положения, регламентация дорожного картирования реализации наукоемких проектов могут включать и определенную импровизацию, но только при соблюдении условий и обязательных ограничений.

В докладе излагаются основные методологические элементы, методы, модели и приемы динамичного изменения структуры, топологии и экономических оценок реализации дорожных карт в координатах обязательных ограничений. Анализ практики показывает, что «оптимизация в процессе…» может привести к кардинальным экономическим эффектам дорожной маршрутизации.

Для ракетно-космических проектов дорожное картирование с серьезным методическим сопровождением может явиться источником и инструментом серьезного повышения реализуемости.