ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕТНОГО МАСТЕРСТВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕТНОГО МАСТЕРСТВА

© М.Б.Меликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2015 г.

Доклад посвящен анализу структуры смысловой регуляции деятельности летчика-профессионала, включая высший психологический регулятор действий — «чувство самолета».

Профессиональное развитие летчика бывает двух типов — условно-рефлекторный, с преобладанием навыков; смысловой, построенный на умениях, вершиной которого является летное мастерство. Наличие летного мастерства позволяет летчику самостоятельно действовать в условиях новизны и неопределенности.

В общем смысле, это — способность к творчеству, основанная на смыслообразовании, с кибернетической точки зрения — обеспечение функции адаптивного звена системы, вырабатывающего решения в нестандартных ситуациях полета. Феноменология летного мастерства включает 1) «чувство самолета» (летное чувство, чутьё, интуицию) как высший психологический регулятор действий летчика, 2) эстетические переживания полета, 3) значимые неинструментальные сигналы о поведении самолета, 4) подпороговые сенсорные и моторные кванты, обеспечивающие тонкую связь с объектом, 5) появление индивидуального стиля.

Основной компонент летного мастерства — «чувство самолета» — представлен сознанию как «слияние с объектом управления»: 1) «самолет как продолжение моего тела», 2) «движение самолета как продолжение моего движения».

При построении психологической модели летного мастерства принимались во внимание исследования аутотелических продуктивных состояний «потока» (М. Чиксентмихайи), философские принципы «у-вэй» («недеяния») как совершенства в овладении ремеслом, научные достижения в изучении единства интуитивных процессов, включая познание и наслаждение искусством со «схемой тела» (Ф. Варела, Я. Панксепп, М. Корсакова-Крейн), труды Н.А. Бернштейна, Ф. Горбова, В.А. Пономаренко, А.В. Запорожца, Ю.К. Стрелкова, В.А. Толочека, Д.Н. Завалишиной, А.А. Обознова, а также «музыкальные метафоры» (модели восприятия музыки и стилеобразования).

Феноменологические наблюдения обобщены в виде модели инвариантной структуры психической регуляции управляющих действий. В смысловой регуляции деятельности летчика выделяются несколько уровней: операционально-смысловой, эстетический, ценностно-смысловой (духовно-нравственный). Умение как единица смысловой регуляции предполагает, что взаимодействие «летчик–самолет» включает не только контур управления, но и контур настройки «психологического регулятора» действий. Психологический регулятор как связующее звено может раскрываться логической схемой в «оптическом поле» сознания, проприо-кинестетической формулой «схемы тела», высшей «гармонической формулой» мозга.

Летное мастерство начинается с образования «Психологической инварианты» летной деятельности — это результат развития естественных сенсомоторных механизмов пространственной ориентировки и перемещения. Человек, пропуская через себя пространство и время полета (Ю.К. Стрелков), обнаруживая в них операциональные смыслы — способность оказывать и испытывать воздействие, становится «Человеком Летающим». В докладе названы факторы формообразования «Человека Летающего», а также функциональные (предметно-целевые) детерминанты летной деятельности, усвоение которых определяет целесообразность управляющих действий.

Проведено разграничение ядерных и собственных Ф-детерминант, принадлежащих «инварианте класса» (например, закономерности полета самолетов и вертолетов), а также «инварианте объекта» (поведение конкретного летательного аппарата). «Психологическая инварианта» ориентации и перемещения в пространстве служит предпосылкой развития «Акмеологической инварианты» смыслообразования.