РАЗРАБОТКА И ЗАПУСК СТУДЕНЧЕСКИХ МАЛЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ ЭКИПАЖАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

РАЗРАБОТКА И ЗАПУСК СТУДЕНЧЕСКИХ МАЛЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ ЭКИПАЖАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

© С.Н.Самбуров, О.Г.Артемьев, М.Б.Корниенко, Т.С.Колмыкова, С.Г.Емельянов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2015 г.

Изготовление и запуск малых космических аппаратов (МКА) - высокозатратное мероприятие. Не каждый университет, город, область и даже страна может себе это позволить. Идея создания студенческих МКА весьма заманчива, поскольку студенты в процессе разработки и изготовления МКА не только получают значительный объем теоретических знаний по конструкции, баллистике, радиотехнике, теплообмену и т.п., но и сами участвуют в практических работах по изготовлению МКА.

Для решения этих задач был разработан космический эксперимент (КЭ) «РАДИОСКАФ»: создание, подготовка и запуск в процессе выхода в открытый космос сверхмалых космических аппаратов с борта Международной космической станции (МКС). В связи с тем, что создание и запуск МКА является КЭ, то даже неудачное техническое решение можно исправить на следующем МКА.

Удешевить стоимость МКА можно различными способами. Один из таких был применен в первом этапе КЭ «Радиоскаф». В качестве силовой платформы для установки аппаратуры был использован выработавший свой ресурс и находящийся на МКС скафандр «Орлан-М». Кроме самого скафандра для питания аппаратуры были также использованы находящиеся на борту аккумуляторные батареи, выработавшие свой ресурс. Еще один способ удешевления проекта заключался в использовании радиолюбительских частот для обмена информацией между МКС и наземным пунктом, за использование которых не требуется оплата. Значительно снизить стоимость МКА удалось за счет использования недорогих видеокамер, солнечных панелей батарей и других компонентов аппаратуры. Конечно качество получаемых снимков оказалось не очень высоким, но для учебного процесса вполне приемлемым.

Студенческий МКА по сути повторял высокозатратный МКА. В нем имелись все основные системы, такие как: система питания, телеметрическая система, центральный процессор, радио приемопередающая система, командная радиолиния, система фоторегистрации и передачи цифровых изображений и т.д. Вместо дорогостоящей системы ориентации были установлены солнечные панели по всем плоскостям и создана система фоторегистрации только при наличии положительного сигнала на камере.

Эти и другие способы удешевления МКА позволили университетам России разрабатывать и запускать свои МКА.