РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

© М.В.Доронина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.

«Глухота — ужасное несчастье. В то же время, сам теперь признаю ее великое значение в моей деятельности…» (К.Э. Циолковский. Черты из моей жизни. М. 1939 С.17)

Как ученый в становлении научного знания Циолковский придавал большое значение художественному творчеству. О музыке, как и о других видах искусства, ученый говорил преимущественно в социальном плане. О способности музыки возбуждать в людях невероятно сильные чувства Циолковский писал в работе «Ум и страсти». Музыка может вызывать «радостные и жгуче-приятные чувства», «радость и слезы», но больше всего Циолковского привлекала музыка, способная приводить в равновесие человеческую психику. Наиболее интересные мысли о музыке изложены в работе «Происхождение музыки и ее сущность». В ней ученый высказал мысль, что вся инструментальная музыка произошла из вокальной, а пение возникло из членораздельной речи. Поражает то, что эти мысли принадлежат человеку, лишенному возможности воспринимать музыку во всей ее глубине и яркости из-за приобретенного в детстве дефекта (глухоты).

Учитывая, что в настоящее время определенное количество детей имеют подобные проблемы, становится актуальным развивать творческую личность путем восприятия и исполнения ими музыкальных произведений. Используя в работе со слабослышащими детьми современные методики, было небезынтересно обратиться и к житейскому опыту великого ученого.

Многообразие проявлений нарушения слуха обуславливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи.

У детей с нарушением слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий. Из всех видов кожных ощущений для компенсации нарушений слуха, наибольшее значение имеют вибрационные ощущения.