РУССКИЙ КОСМИЗМ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
© Ю.А.Кувшинов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.
К.Э. Циолковский говорил о том, что Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. 2015-й год юбилейный — 50 лет выхода в открытый космос А.А. Леонова, 60 лет космодрому Байконур. Однако в обществе наблюдается явное снижение устремления к космосу, особенно в сравнении с 60-ми годами ХХ века. Такая чрезвычайно важная, базовая наука как астрономия в школах не преподается, любительские наблюдения звездного неба сократились. В городах мало кто вглядывается в звездное небо, тем более, что яркое освещение не позволяет увидеть Млечный Путь.
Резко снизился интерес к научной фантастике, подмененный англо-американскими фэнтези с рыцарями, принцессами и драконами. Теория нового средневековья, выдвинутая в США, срабатывает. На фоне падения интереса к научному знанию заметно выросло внимание к религии и всякого рода мистике. Однако, духовность и религиозность не синонимы, кровавый пример ИГИЛ подтверждает это. Средневековая Европа с ее кострами инквизиции — еще один пример. Джордано Бруно, живший в эпоху Возрождения, был сожжен за утверждение того, что не вызывает сейчас сомнения — Земля круглая, а Вселенная бесконечна.
На сегодняшний день самой распространенной «религией» в мире является товарно-денежный фетишизм. В мировоззрении основательно закрепились тотальный теоцентризм, философия гедонизма и эгоизма. Падение общей культуры, в том числе языковой, ярко демонстрируют результаты ЕГЭ. Ветхозаветная концепция человека как венца природы привела к экологической катастрофе. За последние 40 лет количество животных на Земле уменьшилось на 42%, а пресноводные виды пострадали еще в большей степени.
На современном этапе истории нельзя изолированно рассматривать природные процессы на нашей планете вне связи с космическими явлениями (примером чего является воздействие Солнца на погоду Земли). Необходимо развивать космоэкологию, которая должна рассматривать процессы на Земле в тесной связи с ситуацией в ближнем и дальнем Космосе. Русские космисты уделяли этим связям самое серьезное внимание. Планетарная экология должна рассматриваться как космоэкология. В отличие от животных человек должен ясно осознавать свою тесную связь не только с биосферой, но и с Космосом. По сути, Земля — это большой космический корабль, все обитатели которого являются космонавтами, несущимися в бесконечных просторах Вселенной. Но что будет, если ресурсы корабля иссякнут? Логика социального поведения определяет действия человека. Действия в конечном итоге определяются системой ценностей.
Философский и практический потенциал русского космизма явно недооценивается. Русский космизм на сегодняшний день является одной из наиболее жизнеспособных концепций гармонизации отношений человечества с космосом, с природой. К сожалению, не наблюдается серьезных попыток реализовать этот потенциал в реальной жизни, практике, образовании. Отсутствуют примеры учета принципов русского космизма на уровне государственного строительства. Практика — критерий истины и только она может подтвердить потенциал и реальную ценность русского космизма, но для этого нужна воля людей.
К.Э. Циолковский писал: «Все порождено вселенной, она начало всех вещей, от нее все зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли вселенной» [Циолковский К.Э. Воля Вселенной (1928)]. Нужны большие усилия государств и общества, чтобы вернуть прежний интерес к космонавтике, это окажет положительное влияние на ее развитие.