РУССКИЙ КОСМИЗМ КАК ДУХОВНО-ИДЕЙНЫЙ ИСТОЧНИК ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ КОСМОСА

РУССКИЙ КОСМИЗМ КАК ДУХОВНО-ИДЕЙНЫЙ ИСТОЧНИК ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ КОСМОСА

© Н.М.Солодухо
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.

Можно с уверенностью сказать, что впереди ракеты всегда «летит» мысль, идея, а техническая реализация полета лишь осуществляет мечту человека. Духовные истоки и источник идей российских космических планов и достижений следует искать в работах русских космистов, в числе которых труды К.Э. Циолковского.

В целом философия космизма складывалась на базе идеи холизма, то есть целостности; в российской культурной традиции — это идея «всеединства», развитая прежде всего философом В. Соловьевым.

В основе русского космизма — осознание всеобщей взаимосвязи, существующей в космосе и на Земле, поиск места человека в космическом пространстве, соразмерности макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (Человека). И хотя представления космизма об организованном космосе начали формироваться еще в Древней Греции, космизм обрел особой статус многогранной специфической концепции именно в России на рубеже XIX–XX веков. В СССР интерес к учениям космистов, жившим на переходе двух прошлых веков, начал проявляться с 70–80-х гг. XX века, тогда и появился сам термин «русский космизм» (его авторами считаются Ю. Шишина, Н. Гаврюшин, Ф. Гиренок). В отличие от понятия «русский космизм», выражающего специфически национальную российскую концепцию с центральными идеями космоцентризма и антропокосмизма, ранее существовали понятия «космизм», «космическое мышление», «космическая философия» и иные. Так, к космистам (но не к русскому космизму) могут быть отнесены французский теолог и геолог Т. де Шарден и писатель-фантаст Жюль-Верн, которые не опирались на типичную российскую идею всеединства (В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского и др.). Существует обширная литература по русскому космизму [Гиренок Ф.И. Русские космисты (1990); Русский космизм (1993); Хайруллин К.Х. Философия космизма (2003) и др.]. Авторы новых книг: В.Н. Демин, С.И. Шлекин, Б.М. Владимирский. Однако исследования о влиянии русского космизма на техническое освоение космоса пока ограничены (см.: [Ветров Г.С. С.П. Королев и космонавтика. Первые шаги (1994); Алтунин К.В., Гортышов Ю.Ф., Дресвянников Ф.Н. Прогресс отечественной ракетно-космической техники и космизм К.Э. Циолковского (2010); Солодухо Н.М. Идея освоения космоса как составная часть русского космизма (2014)]). Диссертационных работ на эту тему не обнаружено.

Русский космизм в основном представляет триединство направлений: естественно-научного, религиозно-философского, художественно-эстетического. Естественно-научное направление космизма развивали Н. Фёдоров, H. Умов, К. Циолковский, Н. Холодный, В. Вернадский, А.Чижевский и др. К религиозно-философскому направлению относят В. Соловьёва, Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, Е. Блаватскую, Н. Рерих, Е. Рерих и др. С художественно-эстетическим космизмом связывают имена В. Одоевского, А. Сухово-Кобылина, А. Блока, А. Белого, В. Хлебникова, М. Врубеля, А. Скрябина и др.

Хотя русский космизм неоднороден по своим концепциям, мировоззренческим ориентациям и средствам выражения, можно выделить положения, объединяющие его представителей. Существующие работы по выявлению сходства между космистами носят достаточно обобщенный характер. Предлагается выделить совокупность общих положений, имеющих отношение к связи идей космизма и технического освоения космоса:

1) представление о всеединстве мира, космоса и человека;

2) понимание «соборности» человечества как гуманистического идеала перед лицом космоса; признание роли научного и технического знания в освоении космоса;

3) понимание проективной роли человеческой деятельности в эволюционном процессе вселенной;

4) преодоление смертности человечества в просторах космоса на основе научно-технического развития;

5) утверждение сущностного характера любви и мудрости в глобальном космическом масштабе.

Говоря о технокосмической реализации идей космистов, следует назвать, прежде всего, К.Э. Циолковского, который развивал концепцию антропоцентризма, полагая, что центральное место в космосе занимает человечество и как высшая форма живого оно должно распространиться по космическому пространству, осваивая его. Именно он обосновал необходимость создания ракеты как реально возможного средства космических путешествий и проделал математические расчеты технических параметров ракеты, способной вывести космический корабль на орбиту Земли. Работы К.Э. Циолковского оказали идейное влияние на Ф.А. Цандера, одного из создателей первой советской ракеты на жидком топливе, и С.П. Королёва, генерального конструктора советской ракетно-космической техники.

Техническое освоение космического пространства началось с запуска с космодрома «Байконур» первого искусственного спутника Земли, подъема на орбиту животных, вывода пилотируемого корабля в космос; затем были совершены автоматический облет Луны зондами, посадки аппаратов на Луну и планеты Солнечной системы, многосуточные орбитальные полеты и многое другое. Выход человека в космос «заземлил», приблизил космическое пространство, показал реальность целого ряда идей русского космизма, которые прежде оценивались только как теоретические предположения или казались лишь фантастичными. То, что раньше воспринималось как прожекты космистов, стало обретать характер практически реализуемых проектов. В то же время обнаружились и противоречия между идеалами космистов и практикой освоения космоса: военное противостояние в ближнем космосе, загрязнение Земли и околоземного пространства «космическим мусором», разрыв между значительными затратами и низкой эффективностью космической деятельности и др.

Все это, в свою очередь, послужило толчком к дальнейшему развитию концепции космистов (см. научные труды Н.Н. Моисеева, литературные произведения И.А. Ефремова, С. Лема и др.). В.В. Казютинский, активно исследовавший феномен космизма, выделял следующих авторов, занимающихся разработкой философских концепций космизма: В.И. Алексеева, А.Г. Гачева, Н.К. Гаврюшин, В.Е. Ермолаева, В.В. Лыткин, В.М. Мапельман, И.И. Мочалов, С.Г. Семенова, А.Д. Урсул, Е.Т. Фаддеев, Л.В. Фесенкова, К.Х. Хайруллин, Л.В. Шапошников, В.Н. Ягодинский и др. (по: [Казютинский В.В. Мировоззренческие ориентации современного космизма (2007)]).

Поднятые русскими космистами проблемы созвучны современной научной картине мира, социально-политическим и нравственным проблемам нашей эпохи, а выдвинутые ими положения послужили духовным источником в целом и в частности источником идей технического освоения космоса. В космонавтике нашли отражение и общий гуманистический пафос единения и спасения в будущем человечества путем выхода в космос, заимствованный главным образом у религиозно-философского направления космизма, и более конкретные идеи по созданию технических средств и организации поселений вне планеты – высказанных, прежде всего, представителями естественнонаучного направления.

Согласно тому, что человечество не сможет вечно оставаться в своей колыбели на Земле, идеи космистов нацеливают на освоение ближнего и дальнего космоса на базе новых нано- и биотехнологий: уже в XXI веке в перспективе построение станции на Луне, высадка человека на Марс и др.