СИСТЕМНЫЙ УЧЕТ РЕЗЕРВОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ
© А.А.Меденков, Т.Б.Нестерович
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2015 г.
В современных условиях развития авиации и космонавтики по-вышаются роль и значение учета резервов и возможностей человека по решению задач профессиональной деятельности в условиях воздей-ствия факторов полета. Это важно как для исключения их ошибочных и несвоевременных действий, способных стать причиной возникнове-ния или развития аварийной ситуации, так и для повышения работо-способности и сохранения психосоматического здоровья.
В связи с этим становятся актуальными исследования, направ-ленные на оценку организации и содержания учета психофизиологических характеристик и возможностей человека в авиации на всех стадиях разработки и этапах эксплуатации образцов авиационной техники.
Применительно к обеспечению профессиональной надежности летчика и космонавта важная роль отводится комплексу эргономиче-ских работ по рациональному распределению функций в системе «че-ловек-техника», автоматизации решения задач подготовки и принятия решения и осуществления управляющих действий.
При проектировании авиационной техники важно грамотно распределить функции между летчиком и бортовыми системами. На ранних стадиях проектирования это делается по результатам психологически адекватного моделирования и инженерно-психологической оценки разных вариантов. При этом следует учитывать, что инженерно-психологические недостатки проектирования средств и условий работы летчика не всегда можно компенсировать отбором, тренировками и нормированием нагрузки.
Необходимо вернуться к хорошо зарекомендовавшему себя оте-чественному опыту эргономического обеспечения создания и эксплуа-тации авиационной и космической техники. Затраты на такое обеспе-чение во много раз меньше, чем на устранение последствий обуслов-ленных эргономическими недостатками ошибочных или несвоевре-менных действий летчика, космонавта, лиц группы управления поле-тами или специалистов по управлению воздушным движением.
Безопасность полетов обеспечивается комплексом мер, в том числе учетом психофизиологических характеристик и возможностей летчика при проектировании бортового оборудования и его психоло-гии при организации полетов и контроле функционального и психоло-гического состояния.
В технические задания на разработку образцов техники необходимо включать инженерно-психологические требования и предусматривать экспертизу их выполнения на стадиях эскизного и технического проектирования.
Специалисты в области инженерной психологии должны при-влекаться к исследованиям на стендах и исследовательских тренаже-рах для обоснования конструкторских решений по составу, содержа-нию и размещению оборудования, представлению и обновлению ин-формации и выбору органов управления и их оптимальных парамет-ров.