СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ

© В.В.Лыткин, М.А.Артамонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2015 г.

В докладе анализируются антропологические и социальные идеалы русского космизма и «космической философии» К.Э. Циолков-ского. Несмотря на их утопичность, они представляют собой одну из форм теоретического изображения особенностей собственно «русского пути» в истории. В значительной степени эти идеалы формировались под влиянием идей, воспринятых русскими космистами из богатейшего философского наследия немецкой классической философии.

Наиболее полно проблема идеала была поставлена и решена в немецкой классической философии. И. Кант, связав проблему идеала с проблемой внутренней цели, рассмотрел ее в анализе эстетической способности суждения.

В русском космизме данный подход ярко прослеживается в творчестве К.Э. Циолковского. Своеобразным центром философии Циолковского является его этическое учение, а именно учение о зако-номерности и неизбежности достижения счастья. При этом Циолков-ский полагал, что счастье - это прежде всего отсутствие страданий, что страдания должны быть преодолены в их любых проявлениях в космическом масштабе. Именно это принесет счастье каждой мельчайшей частице космоса. Циолковский выработал концепцию технократического утопизма, согласно которой совершенное человечество активно изменяет окружающую природу, включая расселение во Вселенной и активное изменение законов природы в интересах человечества. Здесь теория межпланетных путешествий выступает в качестве практического приложения к «космической философии», ее позитивного воплощения в жизнь. Целью деятельности каждого человека должно стать стремление к собственному счастью (разумный эгоизм) и к счастью всех, всего космоса. Реализованным идеалом в этом случае, станет вечное счастье всей Вселенной.

Все мировоззрение В.С. Соловьева исходило из основной инту-иции — положительного всеединства, понимаемого философом как «полная свобода составных частей в совершенном единстве целого». Мысль Соловьева о постепенном воплощении всеединства и идеала соответствует пониманию этого феномена в немецком идеализме. По Гегелю идеал конкретен и постепенно реализуем в истории, а любая достигнутая ступень развития предстает с этой точки зрения как его частичная реализация. Соловьев называл свой взгляд на идеал практическим идеализмом. Раскрывая его суть, он отмечал в статье «Судьба Пушкина», что не нужно закрывать глаза на дурную сторону действительности, но необходимо «замечать в том, что есть, настоящие задатки того, что должно быть». Человек не может разом подняться до небесного совершенства, а Бог не хочет разом сообщить всю полноту истинных даров, потому что принять разом эту полноту невозможно для существа, назначенного к свободному и рассудительному действию. Занимая такое особое положение, человек, с точки зрения Соловьева, получает при этом и свое всемирное преимущество, и свои всемирные обязанности. Преимущество человека в мире состоит, прежде всего, в том, что ему дана власть и господство над земною природой. Философ считал, что только через посредничество человека Божество, несоизмеримое по внутренней сущности своей с земными созданиями, может проявлять себя, потому человек есть необходимое подлежащее истинного владычества Божия или теократии не только для себя, но и для прочего творения.

По мнению Соловьева, общественный и нравственный прогресс тесно связаны. Те личности, которые нравственно превосходят свое окружение, задают более высокие нормы существования, тем самым изменяя мир вокруг себя. Такое нравственное изменение приводит к изменению общественных норм. По мнению Соловьева, именно появ-ление людей «прометеевского типа» продвигало человечество на про-тяжении всей его истории к заветному идеалу, потому что они не пре-клоняются пред силой факта и не служат ей. Именно от человеческих усилий, по мнению Соловьева, зависит осуществление свободной тео-кратии, ибо только руками и ногами человеческими можно в Царствие Небесное войти. Ключевую роль в общественных преобразованиях, по мнению Соловьева, играет человек. Как существо богоземное, он явля-ется проводником Божественной воли и способен, совершенствуясь сам, совершенствовать окружающий мир.

Антропологические и социальные идеалы русского космизма, «космической философии» К.Э. Циолковского и «Софийной» теории В.С. Соловьева, несмотря на их утопичность, представляют собой одну из форм теоретического изображения особенностей собственно «русского пути» в истории и во многом способствуют прояснению пер-спектив отечественной культуры в сложных и противоречивых усло-виях сегодняшнего дня.