СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В СВЕТЕ ВЗГЛЯДОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И В.И. ВЕРНАДСКОГО

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В СВЕТЕ ВЗГЛЯДОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И В.И. ВЕРНАДСКОГО

© Т.Г.Грушевицкая
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2015 г.

Эвристические взгляды К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского на перспективы эволюции человечества поразительно современны и авангардны. Прежде всего, это касается проблем развития техногенно-го общества и «ноосферы». Появившийся около двадцати лет назад Интернет сегодня прочно вошел в нашу жизнь и необратимо ее изме-нил. Очевидно, что новая культура возникла как следствие целого ряда процессов — модернизации, глобализации, стала ответом на кризис культуры XX века.

Интересно, что само возникновение компьютера и Сети Интер-нет связано с исследованиями в сфере логики и математической логи-ки, а также теории языка, без которых просто не смогла бы появиться кибернетика. Именно эта наука нашла область практического приме-нения этих, на первый взгляд, абстрактных теоретических знаний. И появившаяся «умная машина» очень быстро кардинально изменила как процесс производства, так и повседневную жизнь человека, быстро пройдя путь от гигантских первых ЭВМ, нередко занимавших несколько этажей, до современного персонального компьютера, по мощности и быстродействию намного превосходящего вычислительные центры прошлого.

Принципиально изменилось человеческое мышление. Умень-шилась роль антропоморфных образов, человек перестал считать себя частью природы, начал противопоставлять себя ей. Как мышление, так и язык приобрели все более абстрактный характер, усложняя мир нашего сознания. Этому способствовала развивающаяся наука, рас-сматривавшая природу, общество и других людей как объекты для своего изучения. Не случайно в мировоззрении Нового времени гос-подствовала картина мира-механизма, законы которого можно было изучить и использовать на благо человека и общества. Поэтому в культуре закрепилась вера в прогресс, особенно научный, именно от нее стали ждать решения всех технических, экологических, социальных и других проблем. И это несмотря на то, что с точки зрения классической науки человек не занимал никакого выделенного места в мире, так как редукционизм, свойственный науке того времени, сводивший все предметы и явления мира к физическим процессам, не мог показать качественной специфики человека и его разума. Таким образом, антропоцентризм, ставший ключевой установкой новоевропейского мировоззрения и культуры, не подтверждался наукой того времени.

Этот парадокс — не единственный в культуре Нового времени. Не менее парадоксально то, что сформированное в научной картине мира Нового времени представление о бесконечности мира в про-странстве и времени не помешало относиться к нему, как к зримо представимому, контролируемому, что сопрягалось с идеей безгра-ничного развития — познания и освоения окружающего мира. Так в европейской культуре сформировался экспансионизм, который и поз-волил ей занять господствующее положение в мире, стать основой мировой культуры.

В настоящее время процесс глобализации охватил самые раз-ные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди стали мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному ро-сту культурных обменов, которые выражаются стремительно возрас-тающим количеством прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления.

Современные технические достижения существенно расширили возможность контактов благодаря созданию новых транспортных средств и новых форм коммуникации. Резко возросла подвижность людей, которые могут за считанные часы оказаться в любой точке планеты. Космические спутники и современные средства связи позво-ляют людям получать информацию из всех регионов мира. Большую роль в этом играет Интернет, в настоящее время являющийся самой быстроразвивающейся системой коммуникации. Так, за последние несколько лет масштабы распространения Интернета увеличились в несколько раз, а пользователи этой системы находятся более чем в 180 странах мира.

В то же время глобализация — не автоматический процесс, ко-торый завершится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи. Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе глоба-лизации изначально заложен определенный конфликтный потенциал, поскольку зачастую приходится пересматривать или отказываться от некоторых традиционных принципов и ценностей собственной куль-туры. Различные общества реагируют на это по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк — от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению.

В результате мы являемся свидетелями многочисленных этно-религиозных конфликтов, националистических настроений в полити-ке, региональных фундаменталистских движений. Это в большой сте-пени относится к традиционным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культурам Африки, некоторых стран Латинской Америки и Азии. К сожалению, не обошли стороной эти процессы и Европу, о чем говорят украинские события, парадоксально происхо-дящие под лозунгами вхождения в европейскую семью народов.

Информационная, или экранная, культура рождается в услови-ях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей ХХ века на начальную ступень развития, возвращая культуру к устной традиции, которая имела место в первобытности. Ведущую роль в этом процессе, по Маклюэну, сыграло телевидение. Именно оно позволило человечеству вернуться в дописьменную общину, в глобальную деревню, где информация доступна сразу всем и получить ее можно практически мгновенно.