ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ: К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И Н.Ф. ФЕДОРОВ
© В.В.Лыткин, В.Ю.Панов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2015 г.
В докладе рассматриваются взгляды К.Э. Циолковского и Н.Ф. Федорова на проблему эволюции человечества. Авторы приходят к выводу, что в своей мировоззренческой основе их идеи носили технократический характер, будучи облаченными в форму научной и религиозной утопии.
Н.Ф. Федоров с его учением «общего дела» является родона-чальником активно-эволюционной, космической мысли в России. При-знав внутреннюю направленность природной эволюции к все больше-му усложнению и к появлению сознания, Федоров пришел к следую-щей мысли: всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем, в полном составе прежде живших поколений.
Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотво-рения мира раскрылся у Федорова в последовательной цепочке задач: это регуляция «метеорических», космических явлений; создание ново-го типа организации общества — «психократии» на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразо-ванием физической природы человека; бесконечное творчество бес-смертной жизни во Вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели русский мыслитель призывал к всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, реальных средств и возможностей при уве-ренной предпосылке, что эти пределы будут постепенно расширяться, доходя до того, что пока кажется еще нереальным и чудесным. Новый грандиозный синтез наук, к которому призывал Федоров, должен быть осуществлен в космическом масштабе и быть прежде всего преобразо-вательно-деятельным: в нем практика, т.е. знание, доказанное «опыта-ми в естественном размере», всеобщей регуляцией, сам достигнутый несомненный результат труда становится высшим критерием истины.
Сюда же надо отнести и «космическую философию» К.Э. Циолковского, развитую им в серии философских работ. Но силь-нее всего сближает Циолковского с Федоровым идея неизбежности выхода человека в космос. Именно Федоров еще с середины прошлого века первым стал разрабатывать эту идею, причем разрабатывать основательно, с самых различных сторон, от природных и социально-экономических до нравственных. Аргументы «за» у него разнообраз-ны: невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, который также изнашивается, сгорает, «падает»; вместе с тем в бесконечных просторах Вселенной должны разместиться и мириады воскрешенных поколений, так что «отыска-ние новых землиц» становится приготовлением «небесных обителей» отцам. Точны слова К.Э. Циолковского: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль». Сам он решительно при-ступил ко второму этапу этой последовательности, вывел ставшую теперь знаменитой формулу конечной скорости движения ракеты, по-святил свое научное творчество техническому обоснованию ракеты как пока единственно целесообразного снаряда для космических пу-тешествий. Свою веру в реальность полетов за пределы земной атмо-сферы Циолковский основывал на расчетах условий для жизни в неве-сомости, что ныне является обычной практикой космонавтики.
В заключение выделяются наиболее общие родовые черты кос-мического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в России за последнее столетие. Прежде всего, это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия — от «регуля-ции природы» до ноосферы. Возникает новый взгляд на человека как не только на исторического социального деятеля, биологический или экзистенциальный субъект, но и на существо эволюционирующее, творчески самопревосходящее, космическое.