УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ «ГАЛАКТИКА»

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ «ГАЛАКТИКА»

© А.В.Степанова, Е.В.Арсенюк
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.

В своих трудах ученый и педагог К.Э. Циолковский успешно решал проблемы образования и воспитания. Его идеи актуальны в образовании и воспитании детей и в настоящее время, в том числе и в системе дополнительного образования. Необходимость профориентации определяется и в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах развития общества.

Дополнительное образование, обладая огромными потенциальными возможностями, также как и основное, помогает обществу формировать профессиональную элиту, выявляя и поддерживая талантливых и одаренных детей. В системе дополнительного образования заложено сочетание досуга и различных форм образовательной деятельности, одной из которых является учебно-исследовательская. Данный вид деятельности направлен на решение обучающимися конкретных задач, имеющих личностную и практическую значимость. В результате у детей приобретаются знания и формируются умения проведения исследований, что положительно сказывается на дальнейшем самоопределении и саморазвитии личности.

Следует отметить, что введение учебно-исследовательской деятельности в образовательный процесс требует внесения корректив в содержание и формы программ дополнительного образования с учетом психологической предметной избирательности и качественной специфики умственного развития, научно-исследовательской деятельности ребят, основными направлениями которой являются: информационно-реферативное исследование (анализ различных источников научной информации, наблюдение и описание процессов и явлений); проектно-проблемное исследование (разработка, представление и защита проекта, изучение архивных и других источников информации, формулировка собственных выводов); учебно-экспериментальное исследование (проведение собственного эксперимента с обоснованием результата на основе фундаментальных знаний, сотрудничество с кафедрами вузов).

В МБОУ ДОД «ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги разработана программа по развитию учебно-исследовательской деятельности у старшеклассников, которая позволяет выявить профессиональные склонности. Ее цель — создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей детей через организацию совместной исследовательской деятельности обучающихся и педагогов. В программу входят ряд мероприятий аэрокосмической направленности различного уровня: городские интеллектуально-творческие турниры «Кто Вы, профессор Чижевский?» и «Известный и неизвестный Циолковский», городская космическая олимпиада, спортивно-технические соревнования по летающим моделям и ракетно-модельному спорту, городские конференции учащихся памяти К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского, ежегодный фестиваль школьных научных объединений, всероссийские конференции учащихся «Юность. Наука. Космос» и «Шаги в науку. Калуга».

Наибольшей популярностью среди детей пользуются турниры. Они представляют собой игру-путешествие команд-участников по станциям. Целью проведения турниров является привлечение обучающихся к познавательно-творческой деятельности в области математики, физики, космонавтики, краеведения, истории и философии, экономики, химии, практической биологии и медицины, художественного, литературного и музыкального творчества. Достижению поставленной цели отвечают следующие задачи:

– развивать творческие и интеллектуальные способности детей на основе знаний о К.Э. Циолковском и А.Л.Чижевском, полученных на уроках, факультативных занятиях, экскурсиях, мероприятиях, посвященных жизни и деятельности этих великих людей;

– воспитывать умение общаться с другими людьми, проявлять доброжелательность и взаимовыручку в составе команды;

– стимулировать познавательную активность в урочное и внеурочное время.

В заключение следует отметить, что организация профильного обучения позволяет обеспечить развитие обучающихся, которые должны научиться жить и действовать в современных условиях.

Выявление индивидуальных склонностей у детей средствами внеурочной деятельности в будущем могут стать основой их успешной профессиональной деятельности.