УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

© А.А.Меденков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2015 г.

В истории отечественной космонавтики депривация рассматри-валась в качестве условия оценки психоэмоциональной устойчивости человека и его готовности к работе при воздействии неблагоприятных факторов. В связи с этим интерес представляют исследования, которые проводились в этом направлении в Институте авиационной и космической медицины под руководством Г.М. Зараковского. В 1967–1970 гг. в его отдел входила лаборатория во главе с Л.С. Хачатурьянцем, занимавшаяся проведением психофизиологических исследований в интересах обеспечения продолжительных космических полетов. К этому времени Институт уже имел опыт кратковременных сурдокамерных исследований.

Для продолжительных экспериментов при активном участии М.И. Клевцова была смонтирована специальная сурдокамера и иссле-дования получили дополнительный импульс в плане психологического содержания. Г.М. Зараковский и С.Л. Рысакова разрабатывали систему управления функциональным состоянием человека методами аудио-визуального воздействия. В 1966 г. в период с 28 июня по 6 сентября проводился 70-суточный сурдокамерный эксперимент с участием С.А. Бугрова, Л.С. Кричевского и Е.К. Терещенко. Изучались возможности продолжительного пребывания экипажа в условиях изоляции и депривации и их влияния на психосоматическое состояние участников эксперимента. В части психологических исследований Г.М. Зараковский и С.Л. Рысакова изучали влияние на членов экипажа прослушивания музыкальных произведений, чтения художественной литературы и просмотра кинофильмов и видеоматериалов.

В основе исследования была разработанная ими методология анализа и оценки сенсорных, перцептивных, вербальных и интеллек-туальных потребностей человека, находящегося в условиях деприва-ции и изоляции, и определения адекватных мер их удовлетворения или компенсации с учетом индивидуальных психофизиологических, обра-зовательных и личностных особенностей, а также культурных, соци-альных и эстетических предпочтений.

Индивидуальные реакции участников сурдокамерного экспери-мента на воздействия эмоционально и подробно представлены в опуб-ликованных ими статьях и мемуарах.

Научным итогом проведенных исследований стало изучение эффектов аудио-визуального воздействия и чтения литературно-художественных, юмористических и сатирических произведений, а также романтических и приключенческих историй на психическое состояние и самочувствие участников эксперимента.

По результатам исследования был разработан комплекс реко-мендаций и технологий управления психологическим состоянием чле-нов экипажа в условиях космического полета с использованием раз-личных средств, методов и способов организации их активного отды-ха.

Эти рекомендации актуальны и сегодня в отношении использо-вания методов аудио-визуальной стимуляции и коррекции психологи-ческого состояния человека-оператора в процессе реабилитации по-сле утомления или психологического напряжения. Их целесообразно учитывать при формировании программ психологической поддержки участников марсианской экспедиции и их послеполетной социально-психологической реабилитации.