ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ, ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

© С.В.Кричевский
Симпозиум
2015 г.

1. В трудах К.Э. Циолковского особое внимание уделено выхо-ду человека в открытый космос, его деятельности в свободном про-странстве, а также перспективам создания «животного космоса» — разумного существа с автотрофным питанием, способного жить в кос-мическом пространстве, как прообраз возможной трансформации че-ловека в отдаленном будущем [Циолковский К.Э. Вне Земли (1920); Животное космоса (1929)]. Он предложил ряд технологий для освое-ния человеком открытого космоса, описал основные особенности этой деятельности, которые нашли подтверждение и применение в науке и практике.

2. Краткая история и результаты. Первым вышел в открытый космос 18 марта 1965 г. космонавт Алексей Леонов (СССР) из косми-ческого корабля (КК) «Восход-2» на околоземной орбите (длитель-ность ~ 12 мин.). Вторым 3 июня 1965 г. был астронавт Эдвард Уайт (США), вышел из КК «Джемини-4» (длительность ~ 20 мин.), исполь-зовал для перемещения ручное реактивное устройство. За 50 лет со-вершено 733 выхода в открытый космос (из них 14 — на Луне), общая продолжительность ~ 4000 час. (~ 167 сут.), где были и работали всего 215 чел. (США — 133 чел., из них 12 чел. — на Луне), 65 космонавтов СССР/ России сделали 256 выходов общей продолжительностью ~ 1180 час. (~ 49 сут.) [Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди (2005); Сайт Новости космонавтики. http://novosti-kosmonavtiki.ru/]. Cозданы новые технологии и техника, получены новые знания, накоплен опыт, особенно на Луне (1969–1972 гг.), при эксплуатации орбитального комплекса (ОК) «Мир» (1986–2001 гг.) и действующей Международной космической станции (МКС) (с 1998 г.).

3. Освоение открытого космоса людьми идет по 2-м направле-ниям:

– внекорабельная деятельность (ВКД) с выходом за пределы космических аппаратов;

– деятельность (в перспективе) в открытом космосе при созда-нии автономных поселений – колоний в космосе, баз на Луне, Марсе и других небесных телах.

4. Опыт работы и жизнедеятельности человека в открытом кос-мосе оказывают значительное воздействие на эволюцию «земных» и космических технологий и техники, на развитие, результаты и пер-спективы космической деятельности в России и мире. Ряд технологий (материалы, конструкции, системы управления, обеспечения жизнеде-ятельности и т.д.), результаты деятельности человека в открытом кос-мосе применяются в других сферах деятельности, в т.ч. при создании сложных робототехнических систем, в медицине и т.д.

5. Перспективы эволюции технологий, человека и человечества в контексте влияния выхода в открытый космос связаны с реализацией 3-х взаимосвязанных стратегий:

– «гонка» достижений и рекордов ВКД;

– создание и эксплуатация внеземной космической инфраструк-туры, взаимодействие «земной» и «космической» частей общей ин-фраструктуры человечества;

– расселение и постоянная жизнь людей вне Земли с последую-щей эволюцией и трансформацией человека и общества на Земле и в Космосе.

6. Влияние выхода в открытый космос на эволюцию человека и человечества идет через идеи, технологии, практику, прогнозирова-ние, воздействуя на науку, культуру и общественное сознание, на все сферы деятельности общества и реальные процессы нашей земной и космической эволюции.

7. О перспективах и последствиях — от выхода в космос в ска-фандрах до создания новых «пород людей» и «животного космоса» в далеком будущем, еще почти 100 лет назад писал К.Э. Циолковский. «Может быть, даже человечество так преобразуется…, что не будет в пустоте нуждаться ни в скафандрах, ни в жилищах» [Циолковский К.Э. Вне Земли. М.: Золотая аллея, 2008. С. 104]. «Надеялись с течением времени выработать породы людей, которые не погибали немедленно при отсутствии воздуха… Они были бы почти в полной безопасности в заатмосферных колониях» [Там же. С. 161]. Вопросы автотрофности «животного космоса», поставленные Циолковским в одноименной работе (1929) становятся все более актуальными для будущего человека. Автотрофность рассматривали в своих трудах В.И. Вернадский, А.Д. Урсул и др., в т.ч. для сохранения биосферы Земли, освоения космоса и перехода к ноосфере [Урсул А.Д. Космические перспективы автотрофности человечества (1995)]. 50 лет назад С. Лем предложил реконструкцию человека и киборгизацию [Лем С. Сумма технологии (1968)]. 30 лет назад предложена идея нано-скафандра с тонкой оболочкой из наноструктур, облегающих и защищающих тело человека, что в сочетании с нанобиороботами в организме человека будет обеспечивать безопасность и восстановление тела человека, его жизнедеятельность [Дрекслер К.Э. Машины создания (1986)]. В XXI веке начинается применение принципиально новых NBICS-технологий. В России реализуется проект «Аватар» [Ицков Д. (2012)] для создания постчеловека — кибернетического бессмертного челове-ка в 4 этапа, начиная с копии — небелкового протеза тела человека (1-й этап) и до перехода в «тело–голограмму» (4-й этап) [Сайт Россия-2045. http://2045.ru]. Дальнейшее развитие возможно как создание пост-постчеловека — «живого универсального разумного существа» [Кричевский С.В. Космическое будущее человека и человечества (2013)]. В областях футурологии и трансгуманизма есть множество других технологий и проектов трансформации человека и общества в связи с выходом в космос ([Футурология (2013)] и др.).

8. Таким образом, существует 3 сценария (варианта) будущего:

– совершенствование скафандров и других технологий обеспе-чения жизнедеятельности человека в открытом космосе;

– трансформация человека в биоробота, киборга и т.п.;

– превращение человека в «животное космоса», в т.ч. с даль-нейшим преобразованием тела в другие формы (не антропоморфные) и т.п.

9. Все эти технологии, проекты и трансформации радикально повлияют на будущее человека и человечества, поэтому уже сейчас требуют опережающего анализа и решения сложнейшего комплекса проблем (этических, правовых, медицинских, социальных, техниче-ских, экономических, экологических и др.), а также введения ряда ограничений и даже моратория на реализацию ряда проектов и техно-логий.

10. Существуют серьезные опасности, риски и ограничения для человека в космосе, а также критические взгляды на достижения в космосе, развитие и перспективы человека и общества в связи с этим. В начале космической эры, в 60-е гг. XX века Х. Арендт в философском эссе «Покорение космоса и статус человека» сделала важный анализ разрушительного влияния покорения космоса на человека и наше будущее из-за того, что в космосе мы как будто избавились от земной природы и расположились вне ее, приближаемся к достижению архимедовой точки, в которой статус человека перестанет существо-вать [Арендт Х. Между прошлым и будущим. М., 2014. С. 390–412]. Современный российский философ В.А. Кутырев резко критикует освоение человеком космоса, трансгуманизм, трансформацию челове-ка, «трансгуманного человека» и постчеловека [Кутырев В.А. Бытие или ничто (2010); Небытие тоже определяет сознание (2015)]. Суще-ствует реальная угроза «расчеловечивания», а также вырождения и гибели человека и человечества в космосе, в т.ч. из-за невозможности репродукции и других негативных факторов окружающей среды вне Земли [Кричевский С.В. Расселение человечества вне Земли (2012)].

11. С выходом в открытый космос связаны выдающиеся дости-жения и результаты, большие возможности и перспективы, а также сложнейшие противоречия и риски для человека и общества на Земле и в Космосе при развитии технологий, техники в сфере ВКД и др. сфе-рах высоких технологий. Все это предстоит исследовать, учитывать и использовать для безопасности и устойчивого развития России и чело-вечества при активном международном сотрудничестве, особенно в связи с обострением глобального кризиса и переходом цивилизации к новому технологическому укладу (см. также: [Кричевский С.В., 2015] в данном Сборнике в разделе «Секция 6. Космонавтика и общество. Философия К.Э. Циолковского»).