ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА ОСОЗНАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ АСПЕКТОВ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА ОСОЗНАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ АСПЕКТОВ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

© В.П.Бровяков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.

В работах, представленных на предыдущих Чтениях, было показано, что своими гносеологическими и онтологическими идеями К.Э. Циолковскому удалось оказать влияние на становление и развитие космического туризма.

Изучая труды калужского мыслителя, можно увидеть, что он отчетливо понимал оценочную суть «расселения по мировому пространству», «путешествий без боязни по всей солнечной системе». В работе «Монизм Вселенной» К.Э. Циолковский писал: «Чтобы понять меня, вы должны совершенно отрешиться от всего неясного, вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки, то есть математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений». «Я — чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи» [Циолковский К.Э. Космическая философия. М.:УРСС, 2001. С. 272, 273].

«Космический туризм» — это путешествия людей за пределами Земли в околоземном космическом пространстве и далее, совершаемые с целью познания и активного отдыха.

Процесс познания всегда связан с оценкой: хорошо, безразлично, плохо. Оценка имеет положительную, отрицательную, сравнительную значимость объекта и отличается от экзистенциальных и качественных характеристик, т.е. предметных оценок, и от нормативных, предписательно-оценочных сторон явлений общественного сознания, т.е. субъективных оценок.

В осознании космического туризма субъектом является космический турист, а объектом — любое явление естества, событие на туристическом маршруте, элемент туристического сервиса и т.п.

Оценка — это акт сравнения и выбора того, что признается за ценность. Ценностно-оценочное отношение субъекта к объекту по существу отличается от познавательного. При познавательном подходе объект выявляется сам по себе, абстрагировано от познающего субъекта, в своих собственных измерениях. При ценностно-оценочном подходе выявляется отношение предмета или процесса к субъекту, отношение к ним субъекта. Познание и оценка взаимосвязаны, и главной ценностью является жизнь, живое, человеческое.

Для космического туриста важны и научные и ненаучные ценности событий, так как он является частью человеческого сообщества, цивилизации и ему свойственна система гуманистических ценностей: этических, эстетических, политических и др. Оценочная позиция космического туриста может совпадать с научной и содействовать пониманию истины, но может и противоречить этому.

Уже существует история космического туризма с анализом прошедших событий и синтезом планов на будущее. Историю космического туризма составляют люди, непосредственно принимающие участие в космических путешествиях, и те, кто своим трудом обеспечивают создание и функционирование космических путешествий.

Космический туризм, зародившийся в нашей стране, развивается, охватывая всё большую часть человечества. Осуществление полетов развлекательного или исследовательского характера, обеспеченное частными средствами, заинтересовало Россию, Казахстан, США, Великобританию, Японию, Испанию, Германию и другие страны.

Потому необходимо развивать новое направление философии — «философию космического туризма», которая должна охваты-вать философские, социально-гуманитарные идеи, гуманистические ценности и аспекты, в т.ч. в контексте безопасности и развития, включая оценочные аспекты, связанные с изменённым восприятием пространства, «дизайнерских образов» в космических условиях, с изменением работы органов чувств, физических, психологических и социальных реакций на окружающую среду и различные воздействия, а значит и на оценку событий и ситуации в коллективе космических туристов.