ЯКОВ АЙЗИКОВИЧ РАПОПОРТ И ЕГО ВКЛАД В ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ОБЛАСТИ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЯ (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
© Т.В.Горюн
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2015 г.
В 2015 г. исполняется 120 лет со дня рождения Якова Айзико-вича Рапопорта (1895–1978), представителя К.Э. Циолковского в Москве по осуществлению его проекта дирижабля.
В 1921 г. была создана Ассоциация натуралистов (АССНАТ), оказывавшая поддержку изобретателям-самоучкам. Ученого пригла-сили вступить в члены этой организации, и он согласился. 15 сентября 1921 г. состоялся I съезд АССНАТа. Делегатом от Ростова-на-Дону на съезд приехал Я.А. Рапопорт. На съезде он был избран секретарем. По просьбе руководства АССНАТа штаб Южного округа откоманди-ровал Рапопорта для работы в Москву.
В декабре 1924 г. Рапопорт впервые приехал в Калугу. Цель по-ездки — обследовать условия жизни и работы Циолковского и доло-жить руководству АССНАТа, в чем нуждается ученый и какую по-мощь ему надо оказать. Рапопорт вспоминал, что Циолковский «десять с половиной часов, излагал» ему «свое учение о дирижабле и сделал» его «своим бессменным помощником в течение одиннадцатилетней ничем не омраченной дружбы». Константина Эдуардовича приглашали переехать в Москву и возглавить работу по реализации проекта, но он был стар, болен и не мог жить в Москве. Ученый нашел прекрасный выход из этого затруднительного положения, он взял себе в помощники молодого, хорошо подготовленного, желающего работать и выполнять его указания Рапопорта.
Сохранившаяся переписка К.Э. Циолковского и Я.А. Рапопорта охватывает значительный промежуток времени и включает в себя два-дцать три письма Циолковского (5 июня 1927 г.–14 сентября 1934 г.) и более трехсот писем, адресованных ученому (21 декабря 1924 г.–3 сентября 1935 г.).
Несмотря на то, что переписка не сохранилась полностью, мож-но отметить, что в ней содержится ценнейший материал, позволяющий в указанный период проследить предпринимаемые усилия по реализа-ции проекта дирижабля Циолковского как со стороны самого ученого, так и его представителя.
С целью популяризации проекта Циолковского Я.А. Рапопорт использовал разные возможности. В мае 1925 г. он принимал участие в организации и проведении диспута о возможности построения металлического дирижабля системы Циолковского. В июле 1925 г. Рапопорт выступал на заседании в Управлении делами Совнаркома СССР. В течение более десяти лет он проводил многочисленные встречи с представителями власти и научной общественности, стремясь организовать работы в области строительства металлического дирижабля.
Весной 1926 г. под руководством Рапопорта была построена латунная модель оболочки дирижабля объемом 10 м3, длиной 10 м, высотой 2 м. Однако Научный комитет Главвоздухофлота дал заключение, в котором отмечал, что по построенной модели судить об осуществлении идеи дирижабля Циолковского нельзя, что конструктивно разработанного и обоснованного расчетами проекта дирижабля нет. В результате этого заключения строительство моделей оболочки дирижабля Циолковского в 1927 г. приостановилось. Но многочисленные обращения Рапопорта в различные организации дали результат. В июне 1928 г. работы по постройке опытной модели оболочки дирижабля начались в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, которые были с декабря 1930 г. продолжены в БОСЭД (База опытного строительства и эксплуатации дирижаблей), но эта организация была вскоре ликвидирована, работы были прекращены.
В конце 1931 г. был создан «Дирижаблестрой», и Рапопорт начал работу там. 7 октября 1933 г. «Дирижаблестрой» заключил с Циолковским договор о совместной работе в области цельнометалли-ческого дирижабля. Было создано КБ-3, где велись работы по метал-лическим дирижаблям. Рапопорт в этой группе — доверенное лицо К.Э. Циолковского. В своих письмах он подробно информировал уче-ного о ходе работ, о возникавших трудностях и их преодолении. 21 августа 1935 г. Рапопорт сообщил: «Сейчас у нас значительно улуч-шилось состояние работы по изготовлению приспособлений и машин. Главное усилие сосредоточены на создании средств построения дири-жабля, наладке и постройке модели». В письме 3 сентября 1935 г. Ра-попорт отметил: «Затруднения по сварке устранены, подсчет наших сил и желаний говорит за то, что мы к 1 ноября выпустим модель». Через 3 месяца после смерти Циолковского модель была собрана и начались испытания. Нужно было перенести ее из цеха в эллинг. Вы-вести модель из цеха не удалось, при транспортировке она получила большие повреждения. Рапопорта обвинили во вредительстве и уволи-ли.
Переписка Циолковского и Рапопорта наглядно отражает все трудности на пути реализации проекта ученого, споры вокруг него специалистов, представителей государственных, общественных и научных организаций. Однако ученый всецело доверял Рапопорту. В материалах переписки сохранился машинописный лист «Замечания Циолковского», датированный 21 ноября 1934 г., адресованный, судя по помете ученого «Начальнику аэрофлота от Циолковского», где он писал: «Тов. Рапопорт рискует карьерой, потому что желает одного: успеха своего дела. Таким он был и раньше: десяток лет воюет он с противниками металлического дирижабля, изменяющегося объема. В течение этого времени технического общения с Рапопортом я посто-янно наблюдал его понимание сущности дела… Т. Рапопорт выража-ется несколько сильно, но это из любви к делу». Из переписки видно, что Константин Эдуардович высоко оценивал усилия, которые прила-гал Рапопорт к постройке его металлического дирижабля. «Мои печатные труды, конечно, защищают мои дирижабли из волнистого металла. Но ведь нужен и живой адвокат. Сам я устал для этого. Все свои силы и все свое время он отдает на подготовку к защите металлического корабля. Отлично и скромно исполняет эту роль тов. Рапопорт. Это единственный во всем мире человек, достаточно знакомый с устройством моего дирижабля».
Безусловно, Я.А. Рапопорт своими усилиями внес существенный вклад в продвижение этого проекта, но, к сожалению, он не получил успешного завершения. Я.А. Рапопорт никогда не забывал годы своего сотрудничества с К.Э. Циолковским, оставил интересные вос-поминания о работе с ученым, был участником Первых Чтений памяти К.Э. Циолковского, являлся членом Ученого совета Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.