ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ – КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ – КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© О.В.Милованова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

К.Э. Циолковский — создатель оригинальной педагогической системы, в основе которой лежат представления о гармонии всего су-щего на Земле, единства человека и природы. Созданная ученым ан-тропокосмическая концепция воспитания определяет приоритет гума-нистического, духовно – нравственного воспитания. Сделать как мож-но больше полезного для людей и стремиться к духовному совершен-ству — так формулирует Циолковский смысл жизни, назначение чело-века. От того, насколько человек ощущает свою причастность ко всему происходящему на Земле, от того, насколько он несет ответственность за совершаемое, преумножая Добро и Разум, зависит нравственное благополучие Вселенной. В воспитании такого человека и состоит, по мысли ученого, основная задача школы.

Педагогические идеи Циолковского как никогда актуальны в современном обществе, поражённом насилием и эгоизмом. Идеи вос-питания Гражданина Вселенной актуальны не только для российского образования, но и общества в целом. От заложенных в человеке с дет-ства основ личности зависит то, с чем он придет в «большой» мир, какие ценности будет декларировать, по каким принципам строить свою «взрослую» жизнь, насколько нравственно благополучным, мир-ным будет наше общество.

Школьные годы — это не только и не столько уроки, усвоение предметного знания, сколько активное постижение мира и себя, при-нятие социальных норм, развитие позитивного отношения к базовым общечеловеческим ценностям через включение в социально значимую деятельность.

В статье представлено описание системы духовно – нравствен-ного воспитания, базирующейся на идеях космической педагогики Циолковского, которая принята в Средней общеобразовательной шко-ле № 13 г. Калуги. Школьная программа духовно – нравственного вос-питания направлена на развитие личности молодых людей, формиро-вания у них активного, действенного отношения к миру, чувства от-ветственности за собственную жизнь и жизнь общества.

В основу школьной программы духовно-нравственного воспи-тания положены такие ценностные установки, как:

– патриотизм — сформировавшаяся позиция верности своей стране, солидарности со своим народом, чувство гордости за свою Родину, ее историю, традиции, культуру;

– социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к обществу, государству, людям, принятие норм гражданского общества;

– гражданственность — понимание долга перед Отечеством, ценность закона и правопорядка, признание поликультурности мира;

– семья — понимание ценности семейных отношений, традиций семьи, верности;

– труд как основа жизни;

– ответственность — чувство ответственности за то, что проис-ходит в личной жизни и в жизни общества.

Особое внимание в рамках реализации данной программы уде-ляется включению учащихся в социальные проекты, участие в которых позволяет сформировать у молодого поколения чувство ответственности за происходящее в обществе, получить осознанный опыт социально значимого действия, преобразовательной деятельности. Школа работает по данному направлению с 2012 г., когда впервые стартовал социальный проект «Тепло наших сердец», объединивший девять неравнодушных старшеклассников, членов инициативной группы. Сегодня в проекте задействовано более 200 старшеклассников, а также учителя и родители, объединенные общей идеей — «Малое реальное дело — начало большого пути». Название проекта символично: тепло сердец согревает людей, оставшихся без помощи и поддержки близких, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проект — это помощь одиноким пожилым людям, проживающим в микрорайоне школы и в Калужском доме – интернате для престарелых и инвалидов. Слова одобрения, поддержки, понимания очень важны для тех, кто оказался в силу разных причин одиноким, непонятым. Общее социально значимое дело объединяет взрослых и детей, они начинают лучше понимать друг друга.

Совет старшеклассников стал инициатором проведения в мик-рорайоне школы социальной акции «Мир без агрессии и насилия», цель которой — привлечь внимание взрослых и детей к ценности мира, сформировать у молодых людей понимание недопустимости агрессии и насилия. Ежегодно стартует акция «Мир без агрессии и насилия». В 2015/16 учебном году лейтмотивом проекта стали слова «Берегите мир!». Лидерская группа проекта придумала символ акции — сердце, что означает любовь, чистоту помыслов, открытость сердец.

Что дает участие в социальных проектах молодым людям? По-чему ежегодно количество их участников увеличивается? Ответ прост: реальное дело, которое приносит помощь другим людям, изменяет мир к лучшему. Молодые люди видят, что их активная работа востребова-на, что они нужны обществу, окружающим людям, что их голос, голос молодого поколения, значит многое.

Активная гражданская позиция, чувство ответственности за то, что происходит в обществе — вот что отличает молодых участников социальных проектов. Ценность образования в том, чтобы способство-вать формированию человека неравнодушного, высоконравственного, нацеленного на преобразовательную деятельность в обществе. Об этом и писал Циолковский.