ЭРГОНОМИКА АВИАСИНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЭРГОНОМИКА АВИАСИНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

© М.Б.Меликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2016 г.

Аннотация. В докладе отражены методологические подходы к эргономическому обеспечению интеллектуальных систем управления с функцией поддержания модели пилота как адаптивного звена системы.

Методологические аспекты эргономического обеспечения СЛС как согласования человека и техники включает эргономический проект (эргономические свойства системы), проект развития профессионально-важных качеств (ПВК), «инженерно-психологическая модель пилота», «функциональные детерминанты летной деятельности».

В соответствии с разработанной ранее моделью адаптивного звена системы «летчик-самолет» (СЛС), «синергетическое взаимодействие», позволяющее соединить предельные возможности авиационной техники с адаптивными способностями человека, в традиционных кабинах ЛА возникает на стадии летного мастерства вместе с образованием высшего психологического регулятора действий летчика — «чувства самолета». Как показал инженерно-психологический анализ семейства «Стеклянных кабин» высокоавтоматизированных ЛА, в них отсутствует предметная основа появления, поддержания и проявления летного мастерства.

«Авиасинергетические комплексы» — перспектива развития высокоавтоматизированных СЛС, в которых будет достигнут синергетический тип взаимодействия «летчик-самолет». «Эргономическую матрицу» высокоавтоматизированной рабочей среды наполнят константы операционально-смысловой, эстетической, ценностно-смысловой регуляции действий летчика, а также индивидуальные механизмы реализации этих констант (стилевые переменные), являющиеся предметом фундаментальных исследований.

В докладе приводятся методологические различия психофизиологического, инженерно-психологического и акмеологического уровней анализа СЛС.

Рассмотрен феномен совместного возникновения высшего психологического регулятора и стиля деятельности, объясняемый развитием «чувства самолета» на основе «схемы тела». Результаты декомпозиции смысловых блоков «чувства самолета» должны быть дополнены анализом предметного содержания, которое носит индивидуальный характер. Разрабатываемый теоретический подход к описанию стиля летной деятельности включает психологическую типологию (по К.Г. Юнгу) и социокультурную типологию (типы мироощущения, по О. Шпенглеру, дающие переживание «чувства целостности»), допускающие проекцию особенностей взаимодействия с миром на «образ полета». Для раскрытия проблемной области эстетической регуляции взаимодействия в СЛС дано описание картины развития «Больших стилей» в музыкальном искусстве, под влиянием взаимодействия двух «социокультурных аттракторов».