«ЭВОЛЮЦИЯ» РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕ ОТКАЗА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОСЛЕ 60-Х ГОДОВ ОТ «ШКОЛЫ ЗНАНИЙ» К ШКОЛЕ НАВЫКОВ, ЕГЭ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТОГО СЕГОДНЯ

«ЭВОЛЮЦИЯ» РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕ ОТКАЗА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОСЛЕ 60-Х ГОДОВ ОТ «ШКОЛЫ ЗНАНИЙ» К ШКОЛЕ НАВЫКОВ, ЕГЭ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТОГО СЕГОДНЯ

© В.Д.Кусков, Е.Л.Новикова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2016 г.

Суть проблемы мы изложили в газете «Военно-промышленный курьер» №20 (635) 1–7 июня 2016 г. В статье с заголовком «Экзамен на слабоумие», которая водится к отказу от следующих принципов «школы знаний»:

– фундаментального изучения основополагающих наук естествознания школьного уровня: геометрии, математики, тригонометрии, физики, химии в полном объеме;

– в практическом решении комплексных задач на совместное применение фундаментальных основ и выработки системы мышления;

– формирования к 14-летнему возрасту способов и форм мышления, составляющих аналитический аппарат видения «целого» в любой рассматриваемой проблеме;

– способности находить решение и решающие правила преодоления противоречий развития.

Руководящим принципом российской гимназии были: детей любить, детей учить, детей учить учиться, детей воспитывать целеустремленными. В таких принципах гимназия сформировалась к IV четверти XIX века и учила детей до 60-х годов XX века, хотя в советское время они уже гимназиями не назывались. Гимназии совместно с университетами и Высшими техническими училищами подготовили интеллектуальную основу становления науки и промышленности СССР в короткие сроки. В 70-е годы наша педагогика, следуя заданным образцам и тенденциям, переходит на «навыки», признавая школу знаний излишней перегрузкой детей, и в итоге переход на тестовый метод и отказ от фундаментальных предметов. При этом никаких межпредметных связей к 14 годам в ретикулярной формации мозга не образуется. Изобретения и инновации этому мозгу не угрожают, и он навсегда остается узко ориентированным на прошлое в знакомом ему узком предмете. И никаких озарений на стыках наук не возникает. Вот такое ограниченное мышление мы называем слабоумием. Оно было понятно и предсказуемо с момента ликвидации школы знаний, но для того, чтобы его распознать, надо было увидеть отдельные результаты реального слабоумия на различных уровнях государственного руководства (С.А. Караганов). С возрастом и особенно с карьерным ростом слабоумие становится непререкаемым авторитетом, не подлежащим обсуждению и критике. Слабоумие сломает деликатному возражению или предложению «шею» и по возможности избавится от возражавшего. В настоящее время наиболее характерно — «Мы ничего не слышали до тех пор, пока не придет указание «сверху». Ну, тогда и мы так думаем». Примером в нашей области космонавтики и ракетостроении является упрямое следование идеологии построения ракеты «Ангара» на изначальных принципах 50-х годов прошлого века. Мышление ракетчиков столкнулось с инновациями авиаторов — соединить возможности самолета и ракетной тяги в системах с горизонтальным стартом и посадкой. Ракетчиков было много, а инициатор один — И.Ф. Образцов. Они сделали все, чтобы забраковать проект космоплана на всех уровнях, не вникнув в суть предложения.

Проект опубликован в газете «Военно-промышленный курьер» №40 (606) 21–27 октября 2015 г. Другие документы по проекту существуют, но «мы их не видели». Самое трудно преодолеваемое слабоумие — это коллективное, особенно, если оно исходит от руководящего лица. Чтобы разобраться в проблеме что делать дальше, необходимо установить кто же виноват в этом состоянии коллективного и индивидуального мышления.