ФЕНОМЕН ГЛОБАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА

ФЕНОМЕН ГЛОБАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА

© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Исследование проведено при финансовой поддержке Россий-ского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 16-16-40024а (р).

Русский космизм — явление многоплановое, содержащее мно-жество идей, ориентированных и на философию, и на религию, и на науку. Русский космизм представляет собой попытку глубокого рас-смотрения взаимоотношений человека и космоса, причём, не столько с точки зрения анализа истории этих взаимоотношений, сколько с точки зрения будущего человечества, неразрывно связанного с будущим всего мироздания. Это рассмотрение включает в себя: во-первых, определение места и значения социального бытия в бытии Мира (кос-моса, Вселенной), что, несомненно, влечёт за собой онтологизацию всей социально-философской проблематики русского космизма; во-вторых, определение и обоснование будущего человечества с точки зрения будущего космоса. Особенностью решения этих вопросов является их антифиналистская направленность.

В основе русского космизма лежат представления о всеединстве и целостности всех уровней бытия — личностного, социального, кос-мического; об эволюционной направленности развития Вселенной, а, следовательно, и человека; о ведущей роли человека будущего и эво-люции.

Русский космизм объединяет ряд направлений:

– естественнонаучное, разрабатывающее «новую научную кар-тину мира». Оно представлено в трудах замечательных ученых-мыслителей К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.Г. Холодного, Н.А. Умова;

– религиозно-философское течение, которое связано с именем Н.Ф. Федорова, видевшего в достижении бессмертия «общее дело» всего человечества. Оно также отражено в творчестве русских фило-софов Серебряного века Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренско-го;

– поэтически-художественное направление, которое освещено такими яркими именами, как В.В. Докучаев, А.В. Сухово-Кобылин, В.Ф. Одоевский, С.Н. Трубецкой, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет и другими космистами.

Русский космизм поставил ряд принципиально новых проблем, касающихся единства человека и космоса, морально-этической ответ-ственности человечества:

– современное нанотехнологическое движение, основополож-ником которого является Н.Ф. Федоров;

– формирование космического мировидения (К.Э. Циолков-ский);

– преобразование формальной логики в космическую (вообра-жаемую) логику Единого (Н.В. Васильев);

– осмысление религиозной (православной) философии на он-тогносеологической основе (Н.А. Бердяев);

– создание биокосмической теории этногенеза (Л.Н. Гумилёв);

– перекодировка космического интеллектуального инструмен-тария на человечески-знаковые словесно-семантические поля интел-лекта (В.В. Налимов);

– переход человечества на автотрофный цивилизационный и культурологический уровень (В.И. Вернадский).

Русская космическая школа поставила и разрешила труд-нейшие вопросы не только в области онтологии и гносеологии, но и в области политики, экономики, технологии и образования. Самое главное: русские мыслители сформулировали стратегическую цель будущего человечества — овладение автотрофными механизмами природной и социальной действительности.

Педагогическая система аэрокосмического образования направлена, в первую очередь, на формирование нового научного мировоззрения, опирающегося на богатые традиции русского космизма и русской культуры, на новые достижения экологической науки и глобального образования. Данная педагогическая система находит свое воплощение в условиях дополнительного образования, что по-новому позволяет решить его основные задачи.

Сегодня в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательные школы, имеется благоприятная возможность для реализации идей философов-космистов в условиях освоения внеурочной деятельности, которые могут быть представлены разнообразными программами, в том числе содержательно ориентированными на знакомство с Космосом.