ФИЛОСОФСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

© О.А.Павлова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

В образовательных стандартах нового поколения важное место отводится формированию у учащихся научной картины мира. В эпоху глобальной информатизации создается громадное количество инфор-мационных ресурсов, объясняющих мироустройство в соответствии с возрастными особенностями целевой аудитории. Это документальные и мультипликационные фильмы, созданные Центральной студией научно-популярных и учебных фильмов, каналом «BBC Russian» и пр.

В рамках образовательного процесса в школе формируются в основном отдельные компоненты целостной научной картины мира, а именно её физический, химический, биологический и астрономический аспекты. При этом в последнее время имеется негативная тенденция снижения понимания значимости астрономического компонента. В результате наблюдается такая картина, когда на вопрос о том, чем звезды отличаются от планет, можно услышать, что «планета – круг-лая, а звезда – пятиконечная».

На формирование целостной научной картины мира в высших учебных заведениях направлена дисциплина «Естественнонаучная картина мира», при изучении которой студенты знакомятся с класси-фикацией научного знания, критериями и опытом его получения, структурой естествознания, получают представление об основных этапах и принципах развития научного знания. Но главными и наиболее сложными, на наш взгляд, являются вопросы, связанные с сущностью жизни во Вселенной, процессом познания человеком нравственных аспектов жизнедеятельности.

В свое время много внимания данным вопросам уделял наш за-мечательный земляк К.Э. Циолковский. Его научные сочинения «Мо-низм Вселенной», «Причина космоса» помогут студентам в формиро-вании научной картины мира. При этом наиболее ценным зерном ге-ниального ученого считаем содержащийся в них нравственный посыл, способный оказать влияние на формирующуюся личность обучаю-щихся.