ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ИЗДАНИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ИЗДАНИЯ

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2016 г.

Философские идеи К.Э. Циолковского не теряют со временем своей актуальности. Корпус его гуманитарных сочинений составляет неотъемлемую часть культурного наследия нашей страны. Совокупность его представлений о космосе, человеке и обществе является одной из тех парадигм, значение которых только возрастает со временем. Они раскрывают глубину мировоззренческой мысли ученого, который рассмотрел: вопросы генезиса, эволюции и смысла существования мира; происхождения и перспектив развития человека; понимания Бога и принципов взаимодействия цивилизаций с высшим источником мира; совокупности непосредственных и опосредованных связей человека, социума и физической Вселенной.

Учение Циолковского о прошлом, настоящем и бесконечном будущем Вселенной можно охарактеризовать как совокупность идеалов — всеблагого представления о совершенном человеке в совершенном обществе; бытования бессмертного человека в лоне блаженной Вселенной.

Считать ли подобные представления утопией, научным прогнозом или философским обоснованием истинного смысла существования макромира с включением в него человека — дело каждого из исследователей и строгости их аргументации. При желании в учении Циолковского можно обнаружить и то, и другое, и третье. Однако все мы наверняка будем согласны с тем, что существует явное противоречие между идеальными мирами Циолковского (и других космистов) и реальностью современной жизни.

Глобальный кризис (антропологический, экологический) не только не сдает позиций, но и усугубляется за счет роста политических противоречий между Евросоюзом и странами Евразии. Не менее острой остается и проблема международного терроризма. Самый беглый анализ современной ситуации в мире демонстрирует комплекс таких проблем, которые вряд ли возможно разрешить с помощью инструментария, который предлагает современная цивилизация. Взгляд с иной точки зрения, с точки зрения формирования и обоснования возможного достижения совокупности идеальных отношений в совершенном обществе и в совершенном космосе становится острой необходимостью. Он требует решения методологической задачи по выработке путей и средств перехода от современного уклада сложного и во многом бессмысленного существования к воплощению в нашей практической жизни тех высот духа, которые постулировал Циолковский.

Сверхзадачей издания философских трудов К.Э. Циолковского является достижение следующих целей:

1. Наиболее полное и высококвалифицированное изложение гуманитарного наследия К.Э. Циолковского, его идей в области философии, истории, религиоведения, антропологии, психологии.

2. Выработка принципов полного и квалифицированного справочного аппарата, способствующего адекватной трансляции гуманитарного наследия К.Э. Циолковского.

3. Привлечение внимания к классической научной книге как важнейшему по значимости источнику знания и объекту культурного наследия.

В связи с этим необходимо решить ряд вопросов.

1. В отношении прижизненных изданий статей ученого на гуманитарные темы важно осуществить анализ возможных причин, по которым он сам опубликовал далеко не все свои философские рукописи. Необходимо в структуре изданий предусмотреть две подтемы − собственно работы и переписка с читателями по следам их публикаций.

2. Определиться с хронологией аналитических материалов, раскрывающих значение гуманитарных работ Циолковского и способствовавших последующим изданиям его трудов (научные статьи, монографии, диссертации начиная с 1959 г.).

3. Оценить научную состоятельность издания отдельных статей и сборников на гуманитарные темы, связанные с творчеством К.Э. Циолковского (полнота презентации; качество справочного аппарата; уровень редактирования).