ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА
© Ю.А.Виноградов, Б.А.Наумов, В.Н.Саев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2016 г.
Доклад посвящен ретроспективному анализу формирования научного потенциала Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина (далее ‒ ЦПК), направлений научной деятельности, динамики его становления и развития на протяжении более чем 55-ти летней истории ЦПК, начиная с его основания и до настоящего времени.
Основу научного потенциала ЦПК, как и любой другой научно-исследовательской организации составляют аспиранты, кандидаты и доктора наук. При этом ЦПК является научно-исследовательской, испытательной организацией, что, несомненно, предъявляет особые требования к персоналу, участвующему в сложном и наукоемком процессе подготовки космонавтов, в составе которого необходимы специалисты высшей квалификации различных отраслей науки, определяющие основные направления в решении комплекса проблем, связанных с подготовкой специалистов одной из сложнейших профессий современности ‒ профессии космонавта.
Специалисты высшей квалификации различных отраслей науки (технических, медицинских, психологических, педагогических, биологических, физико-математических, военных, юридических, политических, философских) востребованы при осуществлении научно-исследовательской и испытательной деятельности ЦПК, основными направлениями которой являются:
‒ развитие системы отбора и профессиональной подготовки космонавтов;
‒ разработка и совершенствование систем медицинского отбора, подготовки, послеполетной реабилитации и медицинского контроля состояния здоровья космонавтов;
‒ возможности экипажей пилотируемых космических аппаратов (ПКА) по решению целевых задач в космосе;
‒ обеспечение безопасности экипажей ПКА;
‒ определение направлений развития и научно-технического сопровождения ПКА и их бортовых систем;
‒ программно-методические основы летно-конструкторских, наземных, летных (на самолетах-лабораториях) и летно-морских испытаний новых типов ПКА и их бортовых систем, испытаний технических средств подготовки космонавтов (ТСПК);
‒ создание и развитие тренажерной, учебно-лабораторной, испытательной и исследовательской баз ЦПК.
В Центре — как научно-исследовательской организации — были основаны и развиты научные школы по следующим проблемам:
‒ обоснование, разработка и развитие общей методологии и системы подготовки космонавтов;
‒ обоснование, разработка и развитие методологии подготовки космонавтов на комплексных и специализированных тренажерах;
‒ обоснование и разработка состава, основных характеристик и рационального размещения ТСПК;
‒ развитие системы медико-биологической, психологической и физической подготовки космонавтов к полетам на пилотируемых космических аппаратах (ПКА), а также послеполетной реабилитации космонавтов;
‒ обеспечение безопасности космических полетов;
‒ обоснование, разработка и развитие методологии экспериментальной наземной отработки технологических процессов сборки, обслуживания и ремонта космических объектов и сопровождения натурной отработки внекорабельной деятельности космонавтов;
‒ эргономическая отработка и исследование эффективности применения комплексов систем жизнеобеспечения экипажей ПКА;
‒ обоснование способов и средств проведения визуально-инструментальных наблюдений с борта ПКА;
‒ обоснование и разработка системы экологического мониторинга с использованием пилотируемых космических средств.
В докладе приводятся количественные данные о составе научных кадров ЦПК высшей квалификации по различным направлениям его деятельности, меры, принимавшиеся в ЦПК, направленные на формирование научного потенциала, необходимого для обоснования методик подготовки космонавтов, технических заданий на разработку ТСПК и других прикладных научных исследований в области отечественной пилотируемой космонавтики.