ГЛОБАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ КОРПОРАЦИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ И ОБОРОННОЙ ИНДУСТРИИ В СЕКТОРАХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
© С.В.Володин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.
Рассмотрены позиции ведущих мировых компаний, занимаю-щихся разработкой и продажами аэрокосмической техники и вооружений. При этом их позиционирование возможно рассмотреть с точки зрения капитализации (биржевой цены) и оборота.
Несмотря на то, что капитализация не всегда отражает истинное положение акционерной компании (цены акций частично определяются спекулятивными факторами), ее величина и рост в долгосрочном периоде характеризуют успешность деятельности в своем секторе.
Так, рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии амери-канского делового журнала Fortune/FortuneGlobal 500 определяется доходом (revenue) компании.
По совокупности упомянутых выше и других показателей дея-тельности первые 5 позиций в данном рейтинге на 31.05.2015 г. зани-мают следующие компании:
1. Walmart (общие продажи).
2. Exxon Mobil (нефтепереработка).
3. Chevron (нефтепереработка).
4. Berkshire Hathaway (акции).
5. Apple (компьютеры, офисное оборудование).
Межстрановой анализ показывает, что на первом месте нахо-дится США (209 компаний), далее с большим отрывом следует Китай (37 компаний) и прочие страны. Россия занимает в этом списке 17-е место с пятью компаниями (нефтегазовый и металлургический секто-ра). Если обратиться к межотраслевым сравнениям (для 37 секторов экономики, вошедших в рейтинг), то наибольшее количество круп-нейших по капитализации компаний относится к банковскому сектору (71 компания). На втором месте также с большим отрывом идет нефте-газовый (31) и прочие сектора экономики. Корпорации аэрокосмиче-ской и оборонной индустрии занимают в указанном списке двадцатое место.
Крупнейшая аэрокосмическая и оборонная компания, по-павшая в данный рейтинг — Boeing — занимает в нем 27-м место. Следующая компания, работающая в этой же сфере — UnitedTechnology — находится на 45-м месте. Завершает триаду крупнейших аэрокосмических и оборонных компаний LockheedMartin (64 место). Диапазон капитализации указанных корпораций составляет от нескольких десятков до ста с лишним $ млрд. Необходимо также отметить, что крупнейшие зарубежные аэрокосмические корпорации существенно диверсифицированы по профилю своей деятельности, и в российском понимании являются аналогами отраслей как по масштабам, так по степени диверсифи-кации.
По версии Defense News “Top 100” компании США доминируют в рейтинге доходов от вооружения — 41 производитель. Великобрита-нию представляют 10 производителей. По 7 представителей фигури-руют из РФ и Японии, по 5 из Франции и Южной Кореи, 4 из Израиля, 3 из Германии, остальные страны представлены 1-2 производителями (2014 г.). Наиболее успешным из российских компаний рассматривае-мого сектора за 5 лет (2010–2014 гг.) является ОАО «Алмаз-Антей». Данная корпорация по показателю годового дохода от продаж в этот период всегда присутствовала в списке “Top100”, никогда не опуска-лась ниже 25-го места, а в 2014 году впервые оказалась на наиболее высоком для российских компаний 11-м месте. Следует отметить и деятельность холдинга «Вертолеты России», который в указанный период также входит в список сотни самых доходных компаний отрасли, регулярно повышая при этом свои позиции. В целом за указанный период в список “Top 100” в разное время входили 13 российских компаний (в 2014 году там их оказалось 7).
Анализ рейтинговых позиций российских компаний показывает, что их финансовые показатели рассчитаны по валютным курсам, близким к официальным, публикуемым Центробанком. С учетом паритета покупательной способности рубля к доллару эти позиции должны быть несколько сильнее представленных.
В целом аэрокосмические и оборонные компании, внося замет-ный вклад в характер мировой политики и экономики, тем не менее, не являются ее определяющими лидерами по финансовым показателям. Значение аэрокосмической отрасли для экономик стран в настоящее время состоит в поддержании необходимого уровня обороноспособности и создании мультипликативного эффекта от увеличения совокупного спроса, необходимого для развития смежных отраслей.