«ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ»: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ: ИЗ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

«ГОРИЗОНТЫ ОТКРЫТИЙ»: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ: ИЗ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

© А.Ю.Кононова, О.В.Милованова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

К.Э. Циолковский — великий ученый–космист, личность уни-кальная и неординарная. Интересны идеи ученого в области образова-ния, изложенные в концепции «космическая педагогика» и нашедшие отражение в современном образовании. Одной из основополагающих идей концепции является идея о приобщении ребенка с самого раннего возраста к научному познанию и творчеству, формированию у него целостной картины мира, представления о развитии Вселенной.

С 2014 г. Средней общеобразовательной школой № 13 и Дет-ско–юношеским центром космического образования «Галактика» г. Калуги реализуется сетевой образовательный проект «Горизонты от-крытий». Ключевая идея проекта — создание такого обра-зовательного пространства, которое предоставит возможности для полноценного развития личности ребенка, его позитивной социализации. Название проекта символично отражает его основную идею: мы хотим, чтобы ребенок, погрузившись в насыщенную образовательную среду, ощутил дух творчества, поиска нового, совместной коллективной работы, чтобы «горизонты его открытий» расширились. Цель проекта — создание целостного вариативного образовательного пространства, направленного на развитие ребенка.

В рамках проекта создается целостная система, конструктор — модель которого определяется компонентами:

– компонент № 1 — «Содержательный»;

– компонент № 2 «Методический»;

– компонент № 3 «Организационно–управленческий».

Проект технологичен, воспроизводим, возможен перенос дан-ной модели на взаимодействие с другими учреждениями.

В рамках первого компонента раскрываются содержательные аспекты сетевого взаимодействия. Взаимное сближение школы и учреждения дополнительного образования возможно как в рамках уроков, так и в объединениях дополнительного образования, при реа-лизации социальных проектов, программ профильных каникулярных смен. Учреждениями реализуется «единый пакет» образовательных программ «Робототехника», «Маленький принц», «Наш мир», «Учеб-но–исследовательская деятельность». Особенность программ состоит в том, что они имеют модульный характер и реализуются совместно учителями школы и педагогами дополнительного образования. Расши-рению представлений о картине мира, формированию исследователь-ских навыков учащихся способствуют такие проекты, как «Образова-тельная сессия» и «Образовательное событие». «Образовательная сес-сия», «Моя первая модель», «Космическая азбука» — это цикл меро-приятий, направленный на формирование у учащихся знаний по аст-рономии и истории космонавтики. Особое внимание в программах данных курсов уделено региональным особенностям, роли Калужской области и города Калуги в становлении и развитии отечественной космонавтики. Дополняются и расширяются данные курсы проведением интеллектуально — творческой экспедиции «Космическая одиссея» (обучающие мероприятия в городе Королеве, Звездном городке, городе Гагарин) и участием в профильной смене «Артек — первая космическая».

Проект «Образовательное событие» — это открытые дискусси-онные площадки, встречи учащихся с учеными, космонавтами, вид-ными общественными деятелями. Открытая дискуссионная площад-ка — это диалог, обсуждение актуальных вопросов развития науки, формирующие у учащихся интерес к научному познанию, поиску но-вого, уважение к интеллектуальному труду. Многие из таких встреч «перерастают» в дальнейшем в тесное сотрудничество: учащиеся под руководством представителей ВУЗов, научно – производственных предприятий готовят исследовательские проекты. Примером такого сотрудничества является работа учащегося «Калуга40.ru. Полет про-должается», в которой рассматривается история филиала Научно-производственного объединения имени С.А. Лавочкина — одного из ведущих предприятий космической отрасли. Ежегодно проводится круглый стол ко Дню науки, постоянными в практике работы стали научно–популярные лекции, «Открытые уроки профессионалов». Об-разовательный проект «Профориентационная траектория «Малая ака-демия будущего» — это реализация совместных программ «Инжене-ринг» (формирование основ инженерных знаний), «Территория госте-приимства», «Школа современных космических технологий». День Центра на базе школы — это отдельная страница сетевого проекта. В этот День вместо обязательных традиционных уроков — развивающие занятия и мастер–классы от педагогов дополнительного образования Детско–юношеского центра «Галактика». Увлекательные презентации объединений дополнительного образования, развивающие игры — все это формирует интерес учащихся к объединениям дополнительного образования, работающим на базе Центра.

Отдельным направлением проекта интеграции школы и учре-ждения дополнительного образования является организация канику-лярного отдыха учащихся.

Методический компонент отражает интеграцию усилий учре-ждений – партнеров проекта по вопросам развития кадрового потенциала учреждений, обучения педагогов. В рамках данного компонента предусмотрено проведение совместных педагогических советов, методических мероприятий для педагогов. Они включают в себя такие мероприятия, как проектная мастерская «Организация учебно–исследовательской деятельности учащихся», «О науке с интересом!».

Организационно–управленческий компонент предусматривает разработку нормативно – правовых документов по реализации сетево-го взаимодействия. Сотрудничество учреждений ведется на основании договора о сетевом взаимодействии, разработан паспорт проекта, до-рожная карта. Координацию работы осуществляет Координационный совет, в который входят представители обоих учреждений. Координа-ционный совет, осуществляя оперативное управление проектом, выно-сит предложения по дальнейшей организации работы на педагогиче-ские советы учреждений. Работа по отдельным направлениям реализации проекта ведется творческими и проектными группами.

Опыт работы по реализации проекта «Горизонты открытий» по-казал, что интеграция усилий школы и учреждения дополнительного образования позволяет создать вариативную образовательную среду, насыщенную образовательными событиями, направленную на всесто-роннее развитие личности ребенка.