И.А. ЕФРЕМОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ КОСМИЗМА В РОССИИ
© Т.Г.Грушевицкая
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2016 г.
Имя И.А. Ефремова все чаще упоминается в одном контексте с именами К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского. Ученого палеонтолога и писателя-фантаста Ефремова в первую очередь интересовал человек как микрокосм и как высшее воплощение гармонии мира. Именно поэтому он так много рассуждал о связи сознания и бессознательного («Лезвие бритвы», «Час Быка»), утверждая, что мозг человека — это природа и вселенная, во всей ее миллионолетней истории.
Свойственное человеку чувство прекрасного — это освоенный подсознанием опыт жизни миллиардов предыдущих поколений, накопленный во время борьбы за существование и ориентированный на продолжение рода. Красота для Ефремова — это целесообразность и жизненная энергия. А в математике это нулевая линия между противоположностями, линия наиболее верного решения диалектической проблемы.
В повести «Сердце Змеи» он добавил, что красота человека — это не только целесообразность и совершенство, но и универсальность назначения, усиленная и отточенная умственной деятельностью и духовным воспитанием. И этот закон должен быть универсален для любых планет и мыслящих существ. Только низшие формы жизни очень разнообразны, чем они выше, тем более похожи друг на друга. И мышление человека следует законам мироздания, единым повсюду.
Поэтому не может быть совсем непохожих мышлений, как не может быть человека вне общества и природы. И чем выше уровень культуры, тем легче должно быть договориться разным народам и расам между собой.
Очень ценно также замечание Ефремова о том, что выход в большой космос возможен только для объединенного человечества после всепланетной стабилизации условий жизни. И в этом вопросе он полностью солидарен с Вернадским, который среди обязательных условий формирования ноосферы называл объединение человечества и исключение войн из жизни общества. Причем, если Вернадский говорил только о Земле, то Ефремов считал этот путь универсальным и обязательным для любых мыслящих существ.
А с красотой Ефремов неизбежно связывал и любовь, рассматривая ее не только как важнейшее человеческое чувство, но и как космическую силу. Именно в этом специфика антропокосмизма Ефремова.