ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ
© А.И.Кондрат, А.С.Кондратьев, А.Е.Маликов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2016 г.
Первый образец компьютерного стенда виртуальной реальности (СВР) был создан в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) в 2001 году. Компьютерный стенд был разработан для повышения качества и эффективности теоретической подготовки космонавтов и астронавтов к профессиональной деятельности на борту российского сегмента (РС) Международной космической станции (МКС) и транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз».
За 15 лет эксплуатации компьютерный стенд виртуальной реальности претерпел пять модернизаций. В настоящее время СВР активно используется для подготовки космонавтов и астронавтов в части изучения конструкции и компоновки, интерьера и внешнего вида бортовых систем РС МКС и ТПК «Союз», а также для теоретической и практической подготовки по отдельным бортовым системам. Стенд позволяет космонавтам и астронавтам формировать первоначальные навыки выполнения отдельных полетных операций на РС МКС и ТПК с использованием бортовой документации и радиограмм.
Уникальность стенда СВР состоит в том, что на нем моделируются те физические процессы, протекающие на пилотируемых космических объектах, которые затруднительно или невозможно смоделировать и показать на комплексных тренажерах. Например, движение воздушных потоков, детальный процесс стыковки космических аппаратов, а также внешнюю и внутреннюю компоновку крупногабаритных объектов, изготовление которых невозможно или экономически не целесообразно.
В настоящее время проводится модернизация СВР под перспективную конфигурацию РС МКС с учетом многоцелевого лабораторного, узлового, научно-энергетического модулей. В 2013 году стенд был дооснащен интерактивным стереомодулем с комплектом стереоочков на базе затворной технологии.
Многолетний опыт подготовки космонавтов и астронавтов в ЦПК показал высокую эффективность первоначального изучения виртуальных моделей различных космических объектов и бортовых систем на компьютерном стенде перед их непосредственным изучением на тренажерах.
Развитие технологии виртуальной реальности в ЦПК дало начало развития целого направления компьютерных тренажеров для подготовки космонавтов с использованием элементов виртуальной реальности: мобильный тренажёр на основе виртуальной реальности по отработке действий экипажа МКС по срочному покиданию станции, мобильный тренажёр подготовки экипажей МКС по динамическим режимам полёта ТПК «Союз», мобильный тренажер для поддержки внекорабельной деятельности и т.д.