ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КОСМОНАВТА В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КОСМОНАВТА В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ

© М.А.Зайцев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2016 г.

В феврале 1990 г. космонавты А. А. Серебров и А. С. Викторен-ко провели летно-конструкторские испытания установки для переме-щения и маневрирования космонавта (условное название — изделие 21КС) при выходе в открытый космос из модуля «Квант-2» орбиталь-ной станции «Мир». При этом А. А. Серебров реально удалился от станции на 33 м, а А. С. Викторенко на 45 м.

Установка 21КС представляет собой автономную систему с си-ловой установкой, предназначенную для использования космонавтами во время внекорабельной деятельности и обеспечивающую их перемещение в открытом космосе. Используя ее, космонавт может выполнять работу, перемещаясь вокруг космического корабля не пользуясь страховочной привязью и поручнями или элементами крепления ступней, расположенными на поверхности космического корабля.

Применение установки на ОС должно было позволить повысить эффективность работы космонавтов в открытом космическом про-странстве при выполнении монтажных, ремонтно-профилактических, научно-исследовательских, военно-прикладных и спасательных работ.

Энтузиастами этого направления работ в НПО «Энергия» были разработаны технические материалы. Как часто бывало, существенной поддержки этим работам не было, пока аналогичную установку не применили американцы на "Шаттле".

В течение шести лет в НПО «Энергия», предприятиях Мини-стерства общего машиностроения и заводе «Звезда» Министерства авиационной промышленности велись опытно-конструкторские рабо-ты по СПК, причем его использование планировалось как на орби-тальных станциях, так и на корабле «Буран». Одновременно начались работы по модификации скафандра для обеспечения его работы без электрофала, связывающего его с бортовым источником электропита-ния и радиотелеметрическими системами корабля (вариант «Орлан-ДМА»).

После завершения наземных испытаний СПК в составе модуля дооснащения в ноябре 1989 года было доставлено на станцию «Мир». В процессе испытаний выполнялись различные маневры вблизи стан-ции.

Больше СПК не использовалось. Одной из главных причин это-го было отсутствие конкретных задач, так как расширение работ в области пилотируемой космонавтики не было реализовано из-за экономической ситуации в стране. Были прекращены работы по кораблю «Буран», в развитии программы которого СПК отводилось особое место (ремонт и профилактика особо ценных автоматических аппаратов).

Тем не менее, эта работа была одной из самых интересных ини-циативных работ НПО «Энергия», в которой принимали участие ряд квалифицированных специалистов.

В докладе представлены основные этапы и особенности разра-ботки, испытаний и эксплуатации установки 21КС, основанные на свидетельствах участников этих работ.