К ВОПРОСУ О РОЛИ ЦПК ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЦПК ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

© О.Е.Захаров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2016 г.

В связи с образованием ГК Роскосмос и формированием Концепции ее развития, становится актуальным вопрос о создании и поддержании системы развития кадрового и образовательного потенциала космической отрасли и пилотируемой космонавтики, в частности. Ведь только системный комплексный подход позволит решить задачу насыщения отрасли профессиональными и мотивированными кадрами.

Одними из составляющих такого подхода являются:

– пропаганда достижений в области исследования и использования космического пространства;

– создание, развитие и поддержка федеральных образовательных площадок Роскосмоса (центров аэрокосмического образования) в регионах с высоким уровнем концентрации профильных вузов и предприятий.

Стратегически значимые для устойчивого развития государства, но затратные проекты, одним из которых и является освоение космического пространства, будут успешно реализовываться — помимо всего прочего — при наличии массовой поддержки общества. Для этого очень важно осуществление пропаганды и распространения в Российской Федерации и за ее пределами достижений в области исследования и использования космического пространства. На базе Космоцентра ЦПК (в том числе в его интернет-пространстве) предполагается создание ресурсного центра для работы с молодежью, где реализуются такие виды деятельности, как:

– просвещение в области истории пилотируемой космонавтики и современных достижений космической отрасли;

– информирование, «онлайн»-поддержка и проведение мероприятий по работе с молодежью (конкурсы, семинары, олимпиады, конференции, круглые столы и др.).

Федеральные образовательные площадки Роскосмоса (центры аэрокосмического образования — ЦАКО) призваны обеспечивать преемственность и непрерывность общего среднего и профессионального (на всех его уровнях) образования через реализацию дополнительных предпрофессиональных и профессиональных образовательных программ. Данные центры должны являться инновационными площадками, на которых осуществляется поиск, апробация и внедрение эффективных технологий профориентационной работы со школьниками, а также распространение их по территории региона.

Для развития системы аэрокосмического образования, в том числе — обеспечения дополнительного профильного и профессионального образования, адаптации молодых специалистов (на основе использования современных образовательных технологий), включая взаимодействие с государственными образовательными организациями, на различных уровнях образования необходимо осуществлять:

– разработку и внедрение федеральных и отраслевых стандартов аэрокосмического (космического) образования (в том числе — разработку типовых дополнительных профессиональных и предпрофессиональных программ);

– развитие и поддержку профильного обучения школьников — создание аэрокосмического направления профиля обучения и т.д.

Движущей силой личностного развития школьника, его профессионального самоопределения является участие в конкурсной деятельности. Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и преподавателей. Система конкурсных мероприятий предполагает организацию профильных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов и подобных мероприятий. Для усиления эффекта олимпиады должны иметь статус всероссийских (а быть может и международных) с поддержкой Главы государства и глав регионов.

Космоцентр ЦПК должен выполнять функции организационно-методического центра, который обеспечивает координацию, непрерывность и преемственность просветительских, образовательных и профориентационных программ, а также ресурсную и учебно-методическую поддержку конкурсных мероприятий в системе дополнительного аэрокосмического образования.

Именно такой системный комплексный подход к воспитанию и обучению молодежи, начиная с самого раннего возраста, позволит российской космонавтике удержать лидирующие позиции в освоении космического пространства.