К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФАКТОРОМ

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФАКТОРОМ

© А.Л.Рыбалкина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2016 г.

Как следует из стратегических целей ИКАО [1] на 2014–2016 гг., главным приоритетом продолжает оставаться безопасность полетов. На безопасность полетов влияют три группы факторов: человеческий, технический фактор и неблагоприятные внешние условия. Из них наибольшая доля приходится на человеческий фактор [2]. В работе проанализированы принципы менеджмента качества [3], внедрение которых традиционно считается одним из путей снижения влияния человеческого фактора в деятельности коммерческих предприятий [4]. Рассмотрим подробнее, какой вклад может внести применение этих принципов для снижения влияния человеческого фактора.

1. Принцип ориентации на потребителя. Его применение позволяет увеличить ценность авиапредприятия для потребителей, повысить их удовлетворенности и улучшить репутацию организации, как предприятия с высоким уровнем безопасности полетов, за счет снижения ошибок, обусловленных человеческим фактором. Это даст в будущем рост доходов и увеличение доли рынка и, как следствие, повышение доверия потребителей к авиакомпании.

2. Принцип лидерства. Важным аспектом является признание важности вопросов безопасности полетов на уровне руководства предприятия и демонстрации, на личном примере руководством всех уровней, понимания того, что повышение безопасности полетов является ключевой целью организации [5]. В результате формирования корпоративной культуры без поиска виновных, в котором работники не боятся обмениваться информацией об ошибках, произойдет улучшение обмена информацией в организации.

3. Взаимодействие людей, которое поможет повысить внимание работников к общим ценностям в области безопасности и усилить мотивацию по достижению этих целей. При этом могут использоваться различные методы, такие как увеличение личностного развития в результате дополнительного обучения, повышение квалификации, а также наделение работников полномочиями определять узкие места в работе и без страха предлагать инициативы.

4. Процессный подход. Его применение дает ряд возможностей:

– повышение способности сосредотачивать усилия на ключевых процессах, в которых наблюдается наибольшее количество ошибок и возможностях для улучшения качества этих процессов;

– оптимизация деятельности посредством результативного менеджмента процессов, эффективного использования ресурсов и снижения межфункциональных барьеров;

– возможности для организации обеспечивать уверенность заинтересованных сторон в отношении согласованности, результативности и эффективности ее деятельности за счет повышения уровня безопасности полетов, как результат снижения влияния человеческого фактора;

– осуществление менеджмента рисков, которые могут присутствовать в рассматриваемом процессе и могут оказать влияние на выходы процесса.

5.Улучшение. Необходимо постоянно совершенствовать рассмотренные процессы путем определения и исследования ошибок, обусловленных человеческим фактором, которые встречаются наиболее часто, выявления причин этих ошибок и принятия корректирующих действий. Также актуальным является более быстрое и эффективное внедрение рекомендаций по итогам расследований авиационных происшествий и инцидентов. Также этот принцип дает возможность повысить способность предугадывать и реагировать на риски путем оценки опасности этих рисков.

6. Принятие решений, основанное на свидетельствах, то есть на анализе количественных показателей, поможет лучше выявлять проблемные места и соответственно ставить задачи с целью улучшения ситуации.

7. Менеджмент взаимоотношений поможет улучшить результаты деятельности организации и ее заинтересованных сторон (потребителей, владельцев, работников организации, поставщиков, сообщества и т.д.) путем реагирования на возможности и ограничения, относящиеся к каждой заинтересованной стороне. С точки зрения человеческого фактора важным аспектом является взаимоотношения между работниками. Особое внимание следует обратить на проблемы в коммуникациях в экипаже, между экипажем и диспетчером, между работниками по техническому обслуживанию воздушных судов.

Таким образом, применение принципов менеджмента качества при управлении человеческим фактором в гражданской авиации позволит более полно анализировать причины ошибок и неблагоприятные факторы, приводящие к ним, своевременно выявлять повышенные риски и принимать меры по снижению числа ошибок.

Список литературы

1. ICAO Strategic Objectives 2014–2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.icao.int/about-icao/Pages/Strategic-Objectives.aspx

2. Межгосударственный авиационный комитет. Информация. Доклады о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mak.ru/

3. ГОСТ Р ИСО 9001–2015. Системы менеджмента качества. Требования.

4. Бизнес-процессы — основа эффективного управления предприятием. [Электронный ресурс]. URL: https://www.u-b-s.ru/publikacii/biznes-processy.html

5. ICAO Doс 9683-AN/950. Руководство по обучению в области человеческого фактора.