К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОИСКОВ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ ИДЕАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОИСКОВ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ ИДЕАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

© Е.В.Линькова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2016 г.

Российское общество XIX в. прошло в своем развитии долгий путь самопознания и самоидентификации. На протяжении столетия отечественные мыслители создавали идеальный проект общественного устройства России, учитывая как русские исторические традиции, так и опыт западноевропейского мира.

Мыслители первой половины XIX в. в большей степени рассматривали рационалистические проекты переустройства России, исходя из объективных реалий, внутриполитической ситуации, исторических традиций, возможности использования положительного опыта других государств. Однако во второй половине XIX – начале ХХ вв. общественная жизнь и ее эволюция становятся предметом изучения социалистов-утопистов, которые предложили свои проекты социально-политического развития, исходя из идеальных представлений. Социальные утопии явились частью общественной полемики данного периода, стали некой попыткой уйти от рациональных установок, зачастую не дававших ответов на главные вызовы времени. Речь, в частности, идет о возможности построения справедливого общества, такого мироустройства, где не будет социального разделения и неравенства, а, значит, войн и борьбы как между отдельными индивидами, так и на межгосударственном уровне.

Прекрасным примером развития идей Просвещения и социального утопизма, основанного на концепции построения справедливого общества, являются доктрины отечественных мыcлителей конца XIX – начала ХХ вв. Это время поиска новых идеалов, создания теорий, качественно отличающихся от тех, что были разработаны предшествующими поколениями. Прежние доктрины и установки казались анахронизмами, не отвечавшими на вопросы современности, на вызовы времени, ставшие все более радикальными. Российское общество на рубеже веков находилось в состоянии самопознания, предпринимая попытки определить возможности для развития государства и общества, выработать новые идеалы, на которые можно ориентироваться в своем духовном поиске.

Начало ХХ в. — это эпоха «брожения умов», вызванная как внутренними, так и внешнеполитическими событиями. Россия, как и страны Западной Европы, будучи активным участником международных отношений, частью мирового рынка, развивая собственные геополитические интересы, не смогла миновать ни социальных потрясений, ни вовлеченности в общеевропейские военные конфронтации. В ситуации подобной «турбулентности», в социуме зачастую начинаются поиски новых смыслов и ориентиров, на которые можно опереться в новых, сложных условиях. Поэтому построение идеального общества, где нет войн и социальной борьбы, а, напротив, присутствуют братство, общинность, справедливость, — это отличительные черты развития общественно-политической мысли в такие периоды.

Подобные идеи, в частности, являются основополагающими в социальной концепции К.Э. Циолковского. В работе «Горе и гений» (1916) он поставил вопрос об идеальном общественном устройстве, которое поспособствует развитию личности, избавит от социальной борьбы и нестабильности, предотвратит кровавые потрясения и войны.

Ученый предлагает строить идеальное общество, начиная с обустройства общественных домов, где все устроено с использованием научных достижений. Например, дом нужно строить «из металла, искусственного камня и стекла. Он не сгораем и почти вечен. Он недоступен для паразитов и бактерий. Дезинфекция производится почти моментально посредством нагревания внутренности дома воздухом при ста градусах Цельсия. Температура — по желанию. Воздух абсолютно чист: без пыли и бактерий, — чище, чем наружи. Каждая семья имеет свое светлое помещение. Постоянные омовения — особые для мужчин, женщин и детей. Одежда легкая: только прикрывает наготу. Громадная экономия в одежде с соединением гигиенических выгод. Общие залы для каждого пола, возраста и разных занятий. Общие столовые, мастерские, больницы, школы».

Подобные дома — суть прообраз общества. Все большее количество людей должны, по мысли Циолковского, перебираться в общественные дома, число которых постепенно будет увеличиваться благодаря осознанию того, насколько благоприятна жизнь сообща, сколь много выгод представляет подобное совместное ведение хозяйства. Именно в таких условиях развивается как отдельно взятая личность, так и социум в целом. В этом смысле идеи ученого близки к концепции общинного социализма, появившиеся в России еще в 1840-х годах. Однако, Циолковский идет дальше и дополняет концепцию общинного строительства необходимостью использовать достижения науки для устройства идеального мира. Благодаря ликвидации несправедливости и социального расслоения, противоречий между отдельными индивидами и группами населения, что будет возможно в подобных общественных домах, общество в целом будет меняться в лучшую сторону. Так «крохотный мир, созданный мыслящим человечеством, постепенно разрастается, усиленно размножается благодаря хорошим условиям жизни. Напротив, внешний мир, сознавая свою малую пригодность, удаляется все более и более, размножается сознательно или благодаря дурным условиям все слабее и слабее. Он понемногу вымирает, чтобы уступить место высшему».

Таким образом Циолковский, как и другие философы начала ХХ столетия, представляет картину идеального мира, возможного благодаря объединению людей и достижениям науки и техники.

Подобные концепции заметно отличаются от теорий общественного развития, разработанных в России в XIX в., и связано это, прежде всего, с прогрессивными изменениями в научном познании мира и человека, с поиском новых форм и смыслов меняющегося мира, сотрясаемого мировыми конфликтами, утратой прежних ориентиров и ценностей. Общественные идеи Циолковского служат примером того, какой путь прошла русская интеллигенция XIX – начала ХХ вв. в построении идеальной модели общественного развития. И если, мыслителям первой половины XIX в. в большей степени свойственны попытки опереться на российский исторический опыт социального строительства, попытки самопознания через знакомство с западноевропейской моделью общественного устройства, то с течением времени и со все большим вовлечением России в мировой исторический процесс, создаются все более универсальные концепции, применимые не только к российскому государству, но и ко всему человечеству.

Подобный универсализм, ликвидация национальных и иных границ между людьми и обществами, — это ответ на вызовы начала ХХ в., на усиление противоречий между крупными геополитическими игроками, социальными группами и их интересами, между традициями и новациями. История доказала иллюзорность подобных идей, невозможность создания идеального мира для всех и каждого, однако попытки его построения и воплощения — это свидетельство тех сложных духовных исканий, которые прошли отечественные мыслители XIX – начала ХХ столетий.