КОНЕЧНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ КОСМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ И КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА

КОНЕЧНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ КОСМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ И КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА

© В.Г.Безбородов, Н.Н.Дубовцев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

В Основах государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года обеспечение эффективного использования результатов космической деятельности впервые в истории отечественной космонавтики было определено задачей государственного масштаба, имеющей межведомственный, межрегиональный, межотраслевой характер, затрагивающий интересы всех секторов экономики.

Для решения этой задачи поручено создать условия для вовле-чения в её решение широкого круга пользователей — федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предприятий малого и среднего бизнеса, компаний с государственным участием, населения страны и других потребителей космических продуктов и услуг.

Поставлены также задачи обеспечить равноправный и свобод-ный доступ юридических и физических лиц к информационным ресур-сам, космическим продуктам и услугам, создаваемым за счёт средств федерального бюджета, сформировать внутренний рынок, расширить экспорт российских космических продуктов и услуг.

Таким образом, поставленными руководством страны задачами предписано охватить разнообразными космическими продуктами и услугами практически все возможные категории потребителей.

Космические продукты и услуги имеют неограниченное число конечных пользователей, так как с их помощью реализуется есте-ственный алгоритм обеспечения жизнедеятельности любых юридиче-ских и физических лиц (органов управления, организаций, населения), включающий:

– получение и обновление данных на основе космоснимков;

– привязку данных в пространстве и времени с использованием системы ГЛОНАСС;

– интеграцию данных под задачи потребителей с использовани-ем отечественных геоинформационных систем, создаваемых на основе результатов космической деятельности;

– визуализацию результатов (отчётов и рекомендаций) на кос-моснимках и электронных картах.

Реализация этого алгоритма обеспечивается развёрнутыми в космическом пространстве глобальными постоянно действующими информационными полями спутниковой навигации, связи, наблюде-ния, гидрометеорологического, картографического, топогеодезическо-го и других видов космического обеспечения. При это уже сегодня многими результатами космической деятельности пользуется неогра-ниченное число потребителей, например, глобальная спутниковая навигация, глобальная спутниковая связь и телевещание, прогнозы погоды, картографические, топогеодезические и другие продукты, услуги, сервисы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 682 определены полномочия важнейшей катего-рии потребителей результатов космической деятельности федеральных органов исполнительной власти:

На Роскосмос возложена ответственность за координацию дея-тельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации, развития ее регионов и проведение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти единой технической политики при создании и функционировании элементов инфраструктуры использования результатов космической деятельности в рамках государственных, региональных, ведомственных проектов и программ, проектов и программ органов местного самоуправления и организаций с государственным участием.

Федеральным органам исполнительной власти как потребите-лям результатов космической деятельности поручено разработать и утвердить требования к космическим продуктам и космическим услу-гам в целях повышения эффективности реализации возложенных на них полномочий.

Роскосмосу поставлена также задача разработать и утвердить методику и критерии оценки деятельности другой крайне значимой и многочисленной категории потребителей результатов космической деятельности субъектов Российской Федерации.

Уже сегодня большинство субъектов Российской Федерации во-влечено в процесс использования результатов космической деятельно-сти. Обеспечение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является многофакторной организационной и научно-технической задачей.

Наиболее активными потребителями результатов космической деятельности в субъектах Российской Федерации являются департа-менты (министерства, комитеты), курирующие:

– экономическое развитие, инвестиционную деятельность, внешние связи;

– безопасность жизнедеятельности;

– транспорт и дорожное хозяйство;

– лесное, сельское, водное, жилищно-коммунальное хозяйства;

– туризм, экологию и природопользование;

– образование и науку;

– информационные технологии и связь;

– имущественные и земельные отношения;

– промышленность и транспорт;

– гражданскую оборону, чрезвычайные ситуации и пожарную безопасность.

На муниципальном уровне наиболее востребовано использова-ние результатов космической деятельности для следующих отраслей:

– земельные и имущественные отношения;

– жилищно-коммунальное хозяйство;

– развитие территорий;

– мониторинг транспорта, состояния дорог, строительства;

– соблюдение разрешительно-запретительных ограничений деятельности.

Потребителями востребованы результаты космической деятель-ности с различными уровнями их обработки:

– первичная информация (например, космоснимок, измерение координат с помощью системы ГЛОНАСС);

– продукты тематической обработки первичной информации (например, зоны затоплений, лесные вырубки, пожары и др.);

– интегрированные космические продукты и услуги.

Большинство потребителей считают наиболее актуальным гео-информационное обеспечение своей деятельности, основанное на ком-плексном применении различных космических продуктов и услуг и их интеграции в интересах решения широкого класса задач в соответ-ствии с принятыми регламентами и полномочиями заказчиков.

Поэтому потребителями результатов космической деятельности являются не только их конечные потребители, но и широкий круг про-изводителей и операторов космических продуктов и услуг, обеспечи-вающих приведение РКД к виду, необходимому заказчикам.

Формирование состава конечных потребителей космических продуктов и космических услуг является важнейшей функцией реали-зации ключевых проблем — формирования национального рынка и коммерциализации результатов космической деятельности.