КОНЕЧНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ КОСМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ И КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА
© В.Г.Безбородов, Н.Н.Дубовцев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.
В Основах государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года обеспечение эффективного использования результатов космической деятельности впервые в истории отечественной космонавтики было определено задачей государственного масштаба, имеющей межведомственный, межрегиональный, межотраслевой характер, затрагивающий интересы всех секторов экономики.
Для решения этой задачи поручено создать условия для вовле-чения в её решение широкого круга пользователей — федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предприятий малого и среднего бизнеса, компаний с государственным участием, населения страны и других потребителей космических продуктов и услуг.
Поставлены также задачи обеспечить равноправный и свобод-ный доступ юридических и физических лиц к информационным ресур-сам, космическим продуктам и услугам, создаваемым за счёт средств федерального бюджета, сформировать внутренний рынок, расширить экспорт российских космических продуктов и услуг.
Таким образом, поставленными руководством страны задачами предписано охватить разнообразными космическими продуктами и услугами практически все возможные категории потребителей.
Космические продукты и услуги имеют неограниченное число конечных пользователей, так как с их помощью реализуется есте-ственный алгоритм обеспечения жизнедеятельности любых юридиче-ских и физических лиц (органов управления, организаций, населения), включающий:
– получение и обновление данных на основе космоснимков;
– привязку данных в пространстве и времени с использованием системы ГЛОНАСС;
– интеграцию данных под задачи потребителей с использовани-ем отечественных геоинформационных систем, создаваемых на основе результатов космической деятельности;
– визуализацию результатов (отчётов и рекомендаций) на кос-моснимках и электронных картах.
Реализация этого алгоритма обеспечивается развёрнутыми в космическом пространстве глобальными постоянно действующими информационными полями спутниковой навигации, связи, наблюде-ния, гидрометеорологического, картографического, топогеодезическо-го и других видов космического обеспечения. При это уже сегодня многими результатами космической деятельности пользуется неогра-ниченное число потребителей, например, глобальная спутниковая навигация, глобальная спутниковая связь и телевещание, прогнозы погоды, картографические, топогеодезические и другие продукты, услуги, сервисы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 682 определены полномочия важнейшей катего-рии потребителей результатов космической деятельности федеральных органов исполнительной власти:
На Роскосмос возложена ответственность за координацию дея-тельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации, развития ее регионов и проведение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти единой технической политики при создании и функционировании элементов инфраструктуры использования результатов космической деятельности в рамках государственных, региональных, ведомственных проектов и программ, проектов и программ органов местного самоуправления и организаций с государственным участием.
Федеральным органам исполнительной власти как потребите-лям результатов космической деятельности поручено разработать и утвердить требования к космическим продуктам и космическим услу-гам в целях повышения эффективности реализации возложенных на них полномочий.
Роскосмосу поставлена также задача разработать и утвердить методику и критерии оценки деятельности другой крайне значимой и многочисленной категории потребителей результатов космической деятельности субъектов Российской Федерации.
Уже сегодня большинство субъектов Российской Федерации во-влечено в процесс использования результатов космической деятельно-сти. Обеспечение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является многофакторной организационной и научно-технической задачей.
Наиболее активными потребителями результатов космической деятельности в субъектах Российской Федерации являются департа-менты (министерства, комитеты), курирующие:
– экономическое развитие, инвестиционную деятельность, внешние связи;
– безопасность жизнедеятельности;
– транспорт и дорожное хозяйство;
– лесное, сельское, водное, жилищно-коммунальное хозяйства;
– туризм, экологию и природопользование;
– образование и науку;
– информационные технологии и связь;
– имущественные и земельные отношения;
– промышленность и транспорт;
– гражданскую оборону, чрезвычайные ситуации и пожарную безопасность.
На муниципальном уровне наиболее востребовано использова-ние результатов космической деятельности для следующих отраслей:
– земельные и имущественные отношения;
– жилищно-коммунальное хозяйство;
– развитие территорий;
– мониторинг транспорта, состояния дорог, строительства;
– соблюдение разрешительно-запретительных ограничений деятельности.
Потребителями востребованы результаты космической деятель-ности с различными уровнями их обработки:
– первичная информация (например, космоснимок, измерение координат с помощью системы ГЛОНАСС);
– продукты тематической обработки первичной информации (например, зоны затоплений, лесные вырубки, пожары и др.);
– интегрированные космические продукты и услуги.
Большинство потребителей считают наиболее актуальным гео-информационное обеспечение своей деятельности, основанное на ком-плексном применении различных космических продуктов и услуг и их интеграции в интересах решения широкого класса задач в соответ-ствии с принятыми регламентами и полномочиями заказчиков.
Поэтому потребителями результатов космической деятельности являются не только их конечные потребители, но и широкий круг про-изводителей и операторов космических продуктов и услуг, обеспечи-вающих приведение РКД к виду, необходимому заказчикам.
Формирование состава конечных потребителей космических продуктов и космических услуг является важнейшей функцией реали-зации ключевых проблем — формирования национального рынка и коммерциализации результатов космической деятельности.