МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СТОИМОСТИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТА МКС С ТРАНСПОРТНЫМИ ПИЛОТИРУЕМЫМИ КОРАБЛЯМИ «СОЮЗ-ТМА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СТОИМОСТИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТА МКС С ТРАНСПОРТНЫМИ ПИЛОТИРУЕМЫМИ КОРАБЛЯМИ «СОЮЗ-ТМА»

© А.А.Емелин, П.Д.Михеев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

В настоящем докладе рассматриваются следующие вопросы:

В соответствии с действующими нормативными документами определены цели и задачи поисково-спасательного обеспечения (ПСО) полета МКС с транспортными пилотируемыми кораблями (ТПК) «Союз-ТМА», которые включают в себя:

– ПСО запуска ТПК;

– ПСО посадки спускаемого аппарата (СА) ТПК;

– ПСО полета МКС с ТПК «Союз-ТМА», включая выполнение на МКС динамических операций (обеспечение дежурства сил и средств поиска и спасания космонавтов в период совместного полета МКС с ТПК «Союз-ТМА»).

ПСО полета МКС рассматривается как многовариантная задача. Проводится обобщенная схема возможных вариантов проведения поисково-спасательных работ (ПСР).

Разработать единую методику для оценки стоимости ПСР для всевозможных вариантов ПСО полета МКС задача практически не реальная.

Поэтому предлагается следующий подход к расчету стоимости ПСО полета МКС.

Из множества возможных вариантов проведения работ по ПСО полета МКС выбирается основной, наиболее часто встречающейся на практике, «базовый» вариант. Применительно к условиям реализации «базового» варианта разрабатывается комплекс экономико-математических моделей оценки стоимости ПСО полета МКС с ТПК «Союз-ТМА».

В качестве «базового» предлагается рассматривать штатный вариант посадки СА.

Штатной посадкой СА считается посадка по завершению штат-ной программы полета с заранее запланированного суточного витка (1-го или 2-го) при котором обеспечивается посадка в наиболее благо-приятный район из 13 районов, расположенных на основном полигоне с обязательным резервом посадки через один виток.

Корректировка затрат по другим возможным вариантам ПСР проводится на основе статистических коэффициентов, характеризую-щих отличие затрат реализуемых вариантов ПСР от «базового».

На основе анализа практики проведения ПСР определен состав организаций и предприятий, обеспечивающих ПСО полета МКС с ТПК «Союз-ТМА», определен состав и содержание выполняемых ими работ.

Для каждой организации разработаны экономико-математические модели определения стоимости выполняемых ими работ.