НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Г.В.Ильяхинская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

Научно-технический прогресс определяет все стороны функци-онирования любого предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка такой научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка.

Научно-техническая политика охватывает все структурные зве-нья, определяющие научно-технический прогресс и разрабатывается по направлениям, связанным с выпуском принципиально новой про-дукции, продукции, новой для данного предприятия, но имеющейся на рынке, а также совершенствованием уже выпускаемой предприятием продукции. Успешная реализация научно-технической политики по решающим направлениям развития предприятия возможна лишь путем внедрения инноваций.

Конкурентная экономическая среда играет решающую роль в активизации инновационных процессов. Этим преодолевается тенден-ция к застою, характерная для крупных компаний. Конкуренция за-ставляет их идти на риск инноваций, чтобы удержать свои позиции. В случае недостаточного внимания к инновационной деятельности предприятие может не только понести финансовые потери, но и лишиться своих рынков.

Инновационную деятельность характеризуют принципы, кото-рые отличают её от традиционной производственной деятельности:

– малый процент успешных инноваций, при этом удачные ин-новации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;

– необходимость отдельного бюджета для избежания ухудше-ния финансовых показателей подразделений, занимающихся традици-онной производственной деятельностью;

– использование критериев оценки инновационной деятельно-сти, отличных от традиционных. Например, критерий “годовой при-рост прибыли“ неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе (3-4 года) может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;

– систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым;

– отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и инвестициям в течение продолжительного времени;

– правильный выбор момента прекращения работы, чтобы из-бежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных проме-жуточных результатов.

Инновационная политика — это своеобразная программа, уста-навливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной политики является обеспечение согласованности качественных и ко-личественных связей всех элементов инновационной деятельности. При разработке инновационной политики широко используют эконо-мико-математические модели. Успешно реализуемая инновационная политика обеспечивает постоянную связь между всеми этапами осу-ществления инноваций и согласует действия служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе Основная цель планирования инновационной политики — объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата. Поскольку инновационная деятельность значи-тельно отличается от обычного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плано-вый и фактический периоды. Поэтому при планировании инновацион-ной политики используют как общие подходы к планированию, так и специфичные для инновационной деятельности принципы.

В процессе планирования и организации инновационной дея-тельности проводят оценку жизнеспособности проекта, которая вклю-чает следующие виды анализа: технический, коммерческий, финансо-вый, экологический, организационный, социальный, экономический. Для каждого вида анализа разрабатывают отдельную методику и определяют объем необходимой информации.

Процессы создания новых инновационных организаций особен-но важны для крупных предприятий. Эти предприятия имеют сложную систему управления инновациями, зачастую ориентируются на круп-ные проекты, реализация которых должна практически сразу (или за короткий период времени) обеспечить получение высоких доходов. Во многом по этой причине количество инноваций в данных структурах не так велико, как на малых предприятиях. По нашему мнению, эф-фективность инновационной деятельности можно было бы значитель-но повысить, если создавать новые инновационные подразделения и структурные единицы, призванные создавать новые направления в деятельности крупных предприятий. Эти инновационные единицы могут создаваться на постоянной или временной основе.