НЕИЗВЕСТНЫЙ ПАМЯТНИК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КОСМОНАВТИКЕ: БРОШЮРА М. ГИДО ФОН КЛЯЙСТА «WIE MAN MIT MECHANIK IN DEN HIMMEL KOMMT!»
© Т.Н.Желнина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2016 г.
Первые труды К.Э. Циолковского по теории ракетно-космического полета — научная работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и научно-популярная статья «Реактивный прибор, как средство полета в пустоте и в атмосфере», — опубликованные, соответственно, в 1903 и 1910 гг. в петербургских журналах «Научное обозрение» и «Воздухоплаватель», не вызвали откликов в печати.
Однако уже первая из них не осталась незамеченной отдельными читателями, например, двадцатишестилетним Н. А. Рыниным в Петербурге и безымянным преподавателем космографии рижского реального училища, прочитавшим ее зимой 1904–1905 гг. своим ученикам, среди которых был семнадцатилетний Ф. А. Цандер.
В 1915 г., по словам Циолковского, около тридцати человек были готовы приобрести его очередной труд в области космонавтики, причем число российских читателей, интересовавшихся «межпланетными путешествиями», быстро увеличивалось. Имена многих из них хорошо известны из литературы или из переписки Циолковского.
Сегодня истории возвращается имя еще одного россиянина, не только проявившего интерес к проблеме полета за пределы Земли, но и попытавшегося найти ее решение. Это М. Гидо фон Кляйст (М. Guido von Kleist), немец по национальности, проживавший в Курляндской губернии (находилась в составе России с 1795 г. после третьего раздела Польши, в настоящее время большая часть территории в составе Латвии, незначительные части также в составе Литвы и Белоруссии), автор брошюры «Wie man mit Mechanik in den Himmel kommt!» («Как при помощи механики подняться в небо!»), которая была издана в 1913 г. в Двинске (ныне Даугавпилс) в типографии Кадышевича (в печатном тексте множество опечаток — наборщик явно был не очень силен в немецком языке).
Брошюра объемом 25 страниц не упоминается ни в одной библиографии. Она была случайно обнаружена среди лотов интернет-аукциона e-bay и приобретена директором Музея Германа Оберта в Фойхте (Германия) г-ном Карлхайнцем Рорвильдом и ныне хранится в его частной коллекции космических раритетов (в распоряжении автора доклада имеется электронная копия).
Оговоримся сразу, фон Кляйст никак не был связан с Циолковским и, судя по всему, ничего не знал ни о его исследованиях, ни о работах Германа Гансвиндта и Робера Эсно-Пельтри, опубликованных, соответственно, в Берлине в 1899 г. и в Париже весной 1913 г. Вероятнее всего он занимался поиском возможности преодолеть силу земного тяготения самостоятельно, а подвигло его к этому, видимо, увлечение астрономией. В частности он находился под впечатлением работ тюбингенского математика и астронома Йохана Готлиба Фридриха Боненбергера (1765–1831), который в 1817 г. изобрел ротационную машину для наглядного объяснения законов обращения Земли вокруг своей оси, позже получившую название «гироскоп», и Сванте Августа Аррениуса (1859–1927) — в брошюру включена перепечатанная из газеты «Рижское обозрение» заметка с описанием Марса, основанным на книге шведского ученого «Судьба планет». Кроме того фон Кляйст разделял его гипотезу о панспермии, допуская, что живые организмы вполне могли быть занесены на Землю с более древних планет. А еще на страницах брошюры он восхищался красотой звездного неба и размышлял над вопросами: откуда прилетают к нам болиды и аэролиты — из космического пространства или из мира, находящегося в непосредственной близости от нас и имеющего иное, неизвестное, измерение (здесь вспоминаются «миры в мирах» К.Э. Циолковского), — и не посещали ли уже Землю посланцы других планет, ведь места их посадок где-нибудь в Китае или в Америке могут оставаться до сих пор не обнаруженными (и снова напрашивается ассоциация с Циолковским, также допускавшим возможность палеоконтактов).
Ответ фон Кляйста на вопрос, как покинуть Землю, не занял много места. Он предложил воспользоваться «тангенциальной» силой, возникающей при вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, будучи уверенным в том, что если с экватора очень быстро (расчетная скорость около 870 м/с) подняться в направлении с запада на восток на высоту от 10 до 22 км и выйти на нужную траекторию — «тангенту», — то к начальной скорости подъема обязательно добавится скорость вращения Земли (465,2 м/с) и летательный аппарат будет буквально выброшен за ее пределы. Далее ему понадобится всего 9 дней, 13 часов, 31 минута и 52 секунды, чтобы достичь Луны или 30 дней, 12 часов, 19 минут и 24 секунды — Марса.
Научная несостоятельность этой идеи очевидна, и фон Кляйста можно было бы сразу отнести к разряду «прожектеров», если бы не одно обстоятельство. В контексте ущербных с точки зрения небесной механики предпосылок и выводов фон Кляйст высказал ряд интересных и обращающих на себя внимание идей. Так, в качестве летательного аппарата, которому предстояло совершать космические полеты, он предложил использовать ракету («Raketenmaschine»), а для того, чтобы сообщить ей как можно большую стартовую скорость, он рекомендовал производить ее подъем с предварительно разогнавшейся железнодорожной платформы! Для определения нужного направления движения предусматривался гироскоп, а снижение скорости спуска на Луну должен был обеспечивать ракетный двигатель.
Примечательно также, что космический полет был для фон Кляйста не самоцелью, а способом реализации далеко идущих планов, в частности овладения Луной, создания на ней условий, пригодных для жизни человека, вплоть до окружения ее воздушной оболочкой. Фон Кляйст имел в виду доставку на Луну с Земли гигантских запасов кислорода и консервированных продуктов питания, а также источников тепла, в том числе тепла, накопленного во время перелета. Каким образом технически можно накопить тепло, находясь в космическом пространстве, он не разъяснил, но дал понять, что тепло, необходимое на Луне, можно получить от Солнца, воспользовавшись отшлифованными линзами. Размах задуманной фон Кляйстом преобразовательной деятельности человечества на Луне был под стать радикальным планам Циолковского по переустройству планетных систем. Фон Кляйст даже предлагал перебросить часть лунного грунта с обратной стороны Луны на видимую, чтобы выровнять поверхность последней, а заодно, сместить центр тяжести нашего естественного спутника и ускорить его вращение вокруг собственной оси, с тем чтобы Земле для обзора были бы доступны обе его стороны.
Преобразовательные планы фон Кляйста по индустриализации Луны имели вполне внятное обоснование: осуществляя их, человечество исполнит свою миссию, которая заключается в приобщении более молодых разумных обитателей космоса к достижениям более древней земной науки и техники. Правда, он явно упускал из виду неизбежное противоречие — если жители Луны приспособлены к среде обитания родного для них небесного тела, то как им быть, когда земляне обустроят его «под себя»?
Как бы то ни было, фон Кляйст, при всей склонности к техническим фантазиям, являл собой пример комплексного подхода к проблеме «человечество – космос» — от поисков способа осуществления полета за атмосферу до осознания космического предназначения человека и перспектив его деятельности вне Земли.
На реализацию идеи полета за пределы планеты фон Кляйст отводил «несколько десятилетий», полагая, что прежде чем отправляться к другим небесным телам, необходимо накопить практический опыт полетов вокруг Земли.
И наконец, три загадки, оставленные фон Кляйстом на страницах брошюры. Две из них касаются авторских посвящений — сама брошюра была посвящена некоему «Его Сиятельству NN», а заключительная глава — какому-то уважаемому российскому профессору механики. Третья загадка скрывается в эпиграфе — цитате из истории католической церкви: «Колумбан умер вскоре после этого в Боббио (615)». Остается только догадываться: не сравнивал ли фон Кляйст значение своих занятий проблемой освоения космоса в общем и брошюры в частности с той ролью, которую ирландский монах, просветитель, проповедник-миссионер Колумбан (ок. 540, Лейнстер — 23.11.615, Боббио) сыграл в христианизации Западной Европы? Воистину ирония судьбы — и брошюре, и имени ее автора суждено было пребывать в забвении более ста лет.
Результаты своих размышлений фон Кляйст изложил письменно 17.06.1913 (этой датой помечен первый раздел брошюры), а два дня спустя — 19.06.1913 — он сообщил о них в Петербург Физико-математическому отделению Императорской Академии наук (перевод на немецкий язык русскоязычного текста сообщения также включен в брошюру, кстати из него и следует, что автор — житель Курляндии).
Последовал ли ответ российских академиков — предстоит выяснить. Вполне возможно, что их переписка с фон Кляйстом сохранилась в документах Академии, и их изучение прольет свет на личность автора брошюры «Wie man mit Mechanik in den Himmel kommt!». А пока была предпринята попытка установить ее, воспользовавшись результатами генеалогических исследований. Род фон Кляйстов (в литературе утвердилась транскрипция «фон Клейст») аристократический, древний (первые сведения о нем относятся к XII в.), хорошо известный и не менее хорошо изученный генеалогами (кстати, является очевидным германское происхождение рода по материнской линии и славянское — по отцовской).
В ходе просмотра генеалогических росписей курляндской ветви рода (она насчитывает почти 300 лет) был выявлен ее представитель, который с большой долей вероятности может быть отождествлен с автором названной брошюры. Это — Макс-Гидо-Бенедикт фон Кляйст, сын Карла-Николая фон Кляйста (19.10.1838–28.01.1895), полицмейстера Либау и ассесора Иллукстского гауптманского суда, и Доротеи фон Кляйст, урожденной баронессы фон Тизенгаузен (17.07.1841–28.08.1919). В пользу такого предположения говорят два немаловажных обстоятельства. Во-первых, выявленный фон Кляйст единственный в подходящих по времени поколениях рода, носивший имя «М. Гидо». Во вторых, он родился 21.03.1868 в маленьком уездном курляндском городке Иллуксте (ныне Илуксте), расположенном в 25 км от Двинска, крупного города в Витебской губернии — места издания брошюры. Если названный Макс-Гидо-Бенедикт фон Кляйст действительно ее автор, то, судя по всему, ее издание стало итогом его изысканий в области космонавтики. Из его родословия известно, что он — поручик российской армии — пропал без вести в Первую мировую войну (1914–1918). В таком случае выбор автором эпиграфа к брошюре представляется чуть ли не предчувствием собственного близкого конца.
В любом случае автор брошюры достоин памяти своего предка Генриха фон Кляйста (1777–1811) — одного из ярчайших поэтов своего времени, вошедшего в историю литературы благодаря редкой оригинальности воображения и высокому полету фантазии. Но главное, история российской космонавтики пополнилась еще одним трудом, отразившим состояние исследовательской мысли на раннем этапе ее развития. Теперь мы знаем, что на необъятных просторах России у Циолковского был еще один единомышленник, не сомневавшийся в том, что внеземная деятельность человека возможна в широких масштабах и что цель его выхода в космос — в освоении новой среды обитания вплоть до кардинального изменения инопланетной природы.