О РОЛИ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
© С.Д.Фадеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.
К. Э. Циолковский почти 20 лет преподавал физику и математи-ку в Калужском епархиальном женском училище. Более 100 лет назад он понимал, какую важную роль в школьном образовании играет ма-тематика. Изучение математики актуально и сегодня. Бесспорно, ма-тематическое образование необходимо инженерам, экономистам, по-литикам, управленцам, квалифицированным рабочим. Поэтому поиск путей повышения результативности математического образования — идея своевременная, важная и необходимая, особенно в условиях Ка-лужского региона.
Математика является обязательным предметом на всех этапах школьного обучения с 1-го по 11-й класс, причем на старшем уровне — независимо от выбранного профиля. Кроме того, экзамен по мате-матике входит в число обязательных. Математика остается основой современного знания и играет при этом все возрастающую роль. Ши-роко известен хрестоматийный пример — открытие планеты Нептун с помощью математических вычислений, которые были подтверждены экспериментально.
Все эти предпосылки легли в основу открытия на базе Средней общеобразовательной школы №13 г. Калуги региональной инноваци-онной площадки по теме «Организационно-педагогические условия обеспечения результативности физико-математического образования в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта» (ФГОС).
Цель инновационной работы: обосновать комплекс организаци-онно-педагогических условий для повышения результативности мате-матического образования в школе. Для выполнения данной цели пла-нируется определить комплекс организационно-педагогических усло-вий для повышения результативности математического образования в школе, раскрыть их сущность, а также обосновать комплекс необхо-димых и достаточных условий для результативности математического образования.
Комплекс организационно-педагогических условий необходим для того, чтобы повысить мотивацию и познавательный интерес уча-щихся к изучению математики, обеспечить преемственность содержа-тельных линий, формировать специальные математические компетен-ции, создать различные индивидуальные траектории с учетом возмож-ностей, способностей и интересов каждого учащегося.
Важными условиями повышения качества математического об-разования являются следующие: нормативно-правовые, финансово-экономические, информационные, методические, педагогические, ма-териально-технические, кадровые.
В методическом объединении учителей математики и физики семь педагогов, пять из них имеют высшую квалификационную кате-горию. Молодой учитель физики и математики является победителем областного конкурса «Я в педагогике нашел свое призванье…» - но-минация «Молодой учитель года» и победителем муниципального конкурса «Учитель года - 2015» (номинация «Поиск»).
Рабочая группа, созданная в школе для реализации инновационной деятельности, составила календарный план на период до 2021 г. по повышению качества математического образования. Каждый этап работы, ограниченный временными рамками, нацелен на получение конкретных результатов.
Основные направления инновационной работы включают инте-грацию общего и дополнительного образования детей для получения высокого качества математического образования, создание системы методического сопровождения деятельности учителя-предметника в условиях реализации ФГОС, проектно-исследовательскую деятель-ность учащихся, реализацию стратегии смыслового чтения в процессе преподавания физико-математических дисциплин.
Инициативной группой проекта разработана система монито-ринга, определены критерии оценки качества физико-математического образования. Это успешность обучения, сформированность предмет-ных и метапредметных результатов, положительной мотивации и по-знавательной активности, ценностного самоопределения учащихся, профессионального самоопределения выпускников основной и стар-шей школы, умений адаптироваться и взаимодействовать в коллекти-ве.
Реализация данного проекта предусматривает выделение «точек роста». Это как раз и есть ресурсы и положительный опыт по повышению результативности физико-математического образования.