О РОЛИ МЕЧТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

О РОЛИ МЕЧТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

© Т.Н.Лоскутова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Вот уже более двадцати лет отечественная система образования переживает острый кризис. Конечно, перестройка и потрясения 1990-х гг. сыграли свою роковую роль. Но даже спустя годы нельзя сказать, что в этом кризисе наметился разумный выход. Безусловно, в последние годы для решения этой проблемы многое делается: введены новые государственные стандарты, школы оснащены техническим оборудованием. Достаточно ли этого?

К сожалению, все реформы могут зайти в тупик, если они ори-ентируются лишь на сиюминутный результат и их целью является подготовка кадров для решения проблем ближайшей перспективы. История уже не раз доказывала, что для настоящего рывка науки нуж-на великая цель, великая идея, мечта.

Мечта о космосе в СССР стала настоящей национальной идеей. Результатом массового энтузиазма стал первый полет человека в кос-мос. За рубежом это восприняли как победу советской системы обра-зования. Еще К.Э. Циолковский писал, что главное — это мысль, она произведёт все блага, «без сознания массы невозможен разумный про-гресс». К чему можно обратиться сегодня, чтобы вперед двигались наука и техника? Какие задачи нужно ставить перед системой образо-вания, чтобы она подготовила кадры, способные решать не только задачи современности, но и будущего? Необходимой базой могут стать труды Циолковского.

Спрашивая учеников о будущей профессии, редко услышишь, что кто-то мечтает стать ученым, конструктором, космонавтом. Если смотреть на это поверхностно, то ничего необычного в этом нет. Но если вдуматься, то начинаешь понимать, что профессии, связанные с трудностями, сегодня менее популярны.

Сегодня перед педагогом стоит задача не только показать кра-соту, необъятность, многообразие мира, но и суметь заинтересовать ребенка, «заразить» мечтой. Заветная мечта придаст ребенку актив-ность, поможет воспитать волю к победе, смелость, преодолеть труд-ности, чтобы стать первопроходцем, открывателем, созидателем.