О ВОЗМОЖНОСТИ ПОСАДКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КА С ОПОРАМИ ТИПА «ЛУНА-ГЛОБ» В «НОЧНЫХ» КРАТЕРАХ НА ЛУНЕ

О ВОЗМОЖНОСТИ ПОСАДКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КА С ОПОРАМИ ТИПА «ЛУНА-ГЛОБ» В «НОЧНЫХ» КРАТЕРАХ НА ЛУНЕ

© С.П.Буслаев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2016 г.

Известно, что на полюсах Луны существуют кратеры, часть поверхности внутри которых никогда не освещается Солнцем и всегда находится в тени вследствие особенностей движения Луны. Некоторые учёные полагают, что грунт в этих районах может содержать часть материала комет, сталкивавшихся ранее с Луной и лучше сохранившихся вследствие того, что поверхность лунного грунта в этих местах не подвергается солнечному воздействию. Полагают также, что в условиях вечной ночи в грунте может содержаться замёрзшая вода. Для изучения свойств такого грунта и для поиска в нём наличия следов комет и воды может представлять интерес посадка КА типа «Луна-Ресурс» внутри кратеров в ночных условиях. Для повышения надёжности посадки КА на поверхность грунта в настоящее время разрабатываются системы выбора безопасного места посадки в реальном режиме времени, основанные на обработке теле изображений места посадки на траектории спуска. Методы и алгоритмы подобных систем рассматривались в частности при разработке системы технического зрения (автономного стерео-зрения) марсохода ещё в 80-90-х годах прошлого века при работах над международным проектом Марс-96.

При реализации такой управляемой посадки внутри «ночных» кратеров могут возникнуть трудности, обусловленные невозможностью бортовой обработки изображений поверхности Луны для построения цифровой модели местности вследствие малого динамического диапазона телеснимков «ночной» местности внутри кратеров. Для получения телеснимков с нужными характеристиками могут потребоваться средства подсветки местности в оптическом диапазоне, либо другие средства получения информации о рельефе — лазерные системы, радиолокаторы и др. Оптическая подсветка на траектории спуска может иметь импульсный характер, время между вспышками будет определяться сложностью рельефа, траекторией спуска и быстродействием бортовой ЭВМ посадочного аппарата.

При отсутствии средств подсветки или иных средств информации о подстилающем рельефе во время спуска успех посадки будет определяться случайным сочетанием рельефа, скорости и ориентации КА перед ударом о грунт. В этом случае успех посадки КА будет иметь вероятностный характер. Вероятность успешной посадки будет определяться как вероятность того, что параметры, определяющие успех посадки, в момент удара о грунт не превысят некоторых заданных значений с заданной вероятностью.