ОБЪЯСНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КРУПНОМАСШТАБНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ КВАЗАРОВ ВО ВСЕЛЕННОЙ ТЕОРИЕЙ ГИПЕРВСЕЛЕННОЙ

© Р.В.Хачатуров
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2016 г.

В конце 2014 года группа астрономов из Льежского университета Бельгии под руководством Дамьена Хутсемекерса (Damien Hutsemékers) опубликовала результаты исследований по изучению 93 Квазаров с помощью особо чувствительного приёмника FORS-2, смонтированного на телескопе ESO (VLT) в Чили, принадлежащего Европейскому космическому агентству. Учёные обнаружили и описали до этого неизвестные закономерности. Они сравнили расположение Квазаров с крупномасштабной структурой Вселенной. В результате этих исследований выяснилось, что оси вращения Квазаров (и, соответственно, их энергетические джеты) параллельны тем крупномасштабным структурам Вселенной, в которых они находятся. Так, например, если Квазар находится в длинном «волокне» крупномасштабной структуры, то спин его центральной Чёрной Дыры ориентирован вдоль оси волокна.

Вероятность случайного совпадения в данном случае близка к нулю. Исходя из этого, астрономы сделали вывод, что в рамках устоявшихся моделей устройства Вселенной на сегодняшний день невозможно в полной мере объяснить выявленную ими закономерность.

В этом докладе показано, что теория Гипервселенной полностью объясняет такое расположение квазаров (рис.1) и направлений их джетов.

Важно отметить, что до недавнего времени Чёрные Дыры считались чисто теоретическими объектами, однако сейчас уже доказано, что в центрах Квазаров и многих крупных Галактик находятся сверхмассивные Чёрные Дыры, вокруг которых вращаются более мелкие. Например, в центре нашего Млечного Пути находится сверхмассивная Чёрная Дыра (около 4,3 миллиона масс Солнца), вокруг которой вращается Чёрная Дыра средней массы (около 5000 масс Солнца) и периодом обращения около 100 лет. И несколько тысяч сравнительно небольших. Таким образом, эти объекты являются естественным явлением во Вселенной, при этом плохо изученным. Исходя из классической версии Общей Теории Относительности (ОТО), Чёрные Дыры должны полностью поглощать попадающую в них материю и энергию и не излучать ничего. Однако сравнительно недавно в результате астрофизических наблюдений было обнаружено, что практически все крупные Чёрные Дыры, поглощая материю и энергию из аккреционного диска, излучают мощнейший поток энергии (джет), перпендикулярный плоскости этого диска. Именно такими объектами являются Квазары.

Энергетические джеты состоят из интенсивного электромагнитного излучения широкого спектра (от радио- до жёсткого гамма-излучения) и сверхгорячей плазмы, двигающейся со скоростью близкой к скорости света. Получасовая мощность излучения Квазара может быть сопоставима с энергией, выделившейся при взрыве Сверхновой. Она может в тысячи раз превышать мощность излучения сотен миллиардов звёзд целой Галактики. Она так велика, что объект, отдалённый от нас на миллиарды световых лет, можно увидеть в обычный телескоп. Количество энергии, произведённое за единицу времени Квазаром, примерно в 10 триллионов раз больше энергии, произведённой за это же время нашим Солнцем. Скорее всего, Квазары — это Галактики на ранней стадии развития. Фактически, мы видим начало их существования, ведь свет от них до нас идёт миллиарды лет.

Сверхмощное, длительное и переменчивое излучение Квазаров нельзя объяснить частичным выбросом засасываемой в Чёрную Дыру материи из аккреционного диска (как это иногда пытаются делать). Ведь энергия излучаемого джета может существенно превосходить всю энергию, поступающую в Чёрную Дыру в ядре Квазара из его аккреционного диска. Теория Гипервселенной объясняет этот кажущийся парадокс, ведь Чёрная Дыра в этой теории — двунаправленный туннель между двумя параллельными Вселенными.

Материя и энергия перетекает через этот туннель из одной Вселенной в другую. Как правило, оба конца джета заканчиваются большими скоплениями материи, доставленной туда этим джетом из параллельной Вселенной. По всей видимости, в той Вселенной материя одной или нескольких Галактик была поглощена Чёрной Дырой, разложена на элементарные составляющие и выброшена в нашу Вселенную. И теперь из получившихся скоплений материи на обоих концах джета постепенно образуются новые Галактики, но уже в нашей Вселенной. А материя, поглощённая из аккреционного диска в нашей Вселенной, выбрасывается в виде джета в параллельную Вселенную, где из неё постепенно образуются новые Галактики. Таков круговорот материи и энергии между параллельными Вселенными в Гипервселенной.

Именно этим объясняется недавно обнаруженный астрономами факт, что энергетические джеты Квазаров параллельны тем крупномасштабным структурам Вселенной, в которых они находятся. Потому что именно Квазары и их джеты формируют структуру нашей Вселенной, доставляют материю и энергию для образования новых Галактик. И то же самое происходит во всех параллельных Вселенных, принадлежащих нашей Гипервселенной, ведь материя и энергия постоянно перетекает через Чёрные Дыры из одной Вселенной в другую, формируя внутренние структуры этих Вселенных.