
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ И УСЛУГИ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ
© И.Ш.Абзалов, Е.С.Шишова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Экономические вопросы космической деятельности"
2016 г.
Космическая система дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) представляет собой сложный автоматизированный комплекс, включающий группировку космических аппаратов (КА) с установлен-ной на них оптико-электронной аппаратурой и сеть наземных пунктов приема космической информации, оснащенных приемо-регистрирующей аппаратурой, средствами обработки и выдачи формализованных данных ДЗЗ потребителям. В космическую систему функционально входят наземные средства управления КА и средства выведения по запуску КА на орбиту.
Формирование цены на информационные данные и услуги ДЗЗ на отечественном рынке космических услуг направлено на возмещение экономически обоснованных издержек и получение определенной прибыли от космической деятельности.
Цены на информационные данные и услуги ДЗЗ во многом за-висят от стадии жизненного цикла, на которых находятся космические системы (КС) ДЗЗ, и затрат на их создание.
При оценке затрат на создание космических средств широко ис-пользуется метод калькулирования себестоимости работ по статьям затрат, который является основным методом учета бюджетных ассиг-нований на разработку и создание космической системы ДЗЗ.
Цена на информационные данные ДЗЗ определяются на базе реальных издержек создания КС ДЗЗ и производится на основе полных фактических затрат, нормативных затрат и индексов-дефляторов цен.
В процессе создания космических систем ДЗЗ используются пе-редовые достижения науки и техники, направленные на повышение производительности, эффективности использования результатов кос-мической деятельности в РФ и снижение издержек затрат на единицу информации.
При установлении цен на информационные данные ДЗЗ учиты-ваются различия в качестве и степени обработки первичной информа-ции ДЗЗ и инфляционные процессы в экономике РФ.
Стоимость информационной продукции ДЗЗ зависит от различ-ных факторов и особенностей ценообразования. При этом следует учитывать следующие обстоятельства:
– в качестве субъектов рынка выступают государственные и коммерческие организации, приобретающие космические данные и услуги ДЗЗ для осуществления деятельности, связанной с созданием общественных благ или предотвращения ущерба от неблагоприятных факторов;
спрос определяется конъюнктурой на рынке данных и услуг ДЗЗ;
некоторые виды информационной продукции и услуг ДЗЗ ис-пользуются короткое или длительное время в зависимости от условий и задачи их применения;
полезность использования космических данных и услуг ДЗЗ характеризуется потребительскими свойствами космической инфор-мации, выраженными количественными техническими параметрами.
Таким образом, основным подходом при определении стоимо-сти информационных данных и услуг ДЗЗ является определение цен на основе издержек с учетом состояния отечественного рынка космических съемок и услуг.