ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ И УСЛУГИ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ
© И.Ш.Абзалов, Е.С.Шишова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.
Космическая система дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) представляет собой сложный автоматизированный комплекс, включающий группировку космических аппаратов (КА) с установлен-ной на них оптико-электронной аппаратурой и сеть наземных пунктов приема космической информации, оснащенных приемо-регистрирующей аппаратурой, средствами обработки и выдачи формализованных данных ДЗЗ потребителям. В космическую систему функционально входят наземные средства управления КА и средства выведения по запуску КА на орбиту.
Формирование цены на информационные данные и услуги ДЗЗ на отечественном рынке космических услуг направлено на возмещение экономически обоснованных издержек и получение определенной прибыли от космической деятельности.
Цены на информационные данные и услуги ДЗЗ во многом за-висят от стадии жизненного цикла, на которых находятся космические системы (КС) ДЗЗ, и затрат на их создание.
При оценке затрат на создание космических средств широко ис-пользуется метод калькулирования себестоимости работ по статьям затрат, который является основным методом учета бюджетных ассиг-нований на разработку и создание космической системы ДЗЗ.
Цена на информационные данные ДЗЗ определяются на базе реальных издержек создания КС ДЗЗ и производится на основе полных фактических затрат, нормативных затрат и индексов-дефляторов цен.
В процессе создания космических систем ДЗЗ используются пе-редовые достижения науки и техники, направленные на повышение производительности, эффективности использования результатов кос-мической деятельности в РФ и снижение издержек затрат на единицу информации.
При установлении цен на информационные данные ДЗЗ учиты-ваются различия в качестве и степени обработки первичной информа-ции ДЗЗ и инфляционные процессы в экономике РФ.
Стоимость информационной продукции ДЗЗ зависит от различ-ных факторов и особенностей ценообразования. При этом следует учитывать следующие обстоятельства:
– в качестве субъектов рынка выступают государственные и коммерческие организации, приобретающие космические данные и услуги ДЗЗ для осуществления деятельности, связанной с созданием общественных благ или предотвращения ущерба от неблагоприятных факторов;
спрос определяется конъюнктурой на рынке данных и услуг ДЗЗ;
некоторые виды информационной продукции и услуг ДЗЗ ис-пользуются короткое или длительное время в зависимости от условий и задачи их применения;
полезность использования космических данных и услуг ДЗЗ характеризуется потребительскими свойствами космической инфор-мации, выраженными количественными техническими параметрами.
Таким образом, основным подходом при определении стоимо-сти информационных данных и услуг ДЗЗ является определение цен на основе издержек с учетом состояния отечественного рынка космических съемок и услуг.