ОБЗОР И АНАЛИЗ РЕАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ КАРТ, КАК ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЗОР И АНАЛИЗ РЕАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ КАРТ, КАК ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Д.В.Касымов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

Доклад посвящен сравнительной оценке проектируемых дорож-ных карт и разрабатываемых сценариев национальных, региональных и предпринимательских инициатив. Так же, рассматриваются основ-ные типы и виды сценариев, а также техники их разработки, в том числе подход, используемый при формировании сценариев, который имеет название «сценарный крест».

Модель построения сценариев заключается в выборе несколь-ких неопределенностей, которые изучаются в различных сочетаниях, что и позволяет разработать четыре различных вида сценария. Сцена-рии могут формироваться, как для отдельной компании, так и для го-рода, региона или национальной экономики в целом. Помимо сценар-ного планирования, в качестве стратегических ориентиров развития исследуемого объекта (включая экономические системы различных уровней управления) изучается составление дорожной карты. Цель дорожной карты — соединить концепцию развития конкретного объ-екта со стратегическим анализом и его проектируемым будущим. Определяется область применения дорожных карт, ее составляющие элементы и этапы разработки стратегических мероприятий, составля-ющих содержание дорожной карты. Представлен проект дорожной карты «Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и развития конкуренции в различных сферах хозяй-ственного предпринимательства». Предложенный проект дорожной карты включает в себя: сбалансированную карту целей, перечень стратегических мероприятий, выделение контрольных точек проекта и точек принятия основных управленческих решений, подведение итогов и определение результативных показателей (например, изменение доли платных услуг в валовом региональном продукте, прирост объема платных услуг). В качестве региона будут представлены регионы центральной России. Проектируемую дорожную карту следует воспринимать не только как региональную предпринимательскую инициативу, а и как концепцию развития в будущем.