ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЬЮ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЬЮ

© Н.Б.Бодин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

Космические технологии и услуги исторически вносят значи-тельный вклад в обеспечение структурных реформ экономики и по-вышения темпов экономического развития нашей страны, расширение участия России в международном разделении труда. Развитие косми-ческой деятельности России в долгосрочном плане должно привести к внедрению и распространению результатов этой деятельности в раз-личные отрасли экономики страны.

Цель развития ракетно-космической отрасли заключается в формировании экономически устойчивой, развивающейся по иннова-ционному пути, конкурентоспособной и диверсифицированной отрас-ли экономики, способной решать стратегические задачи совершен-ствования и развития отечественной ракетно-космической техники.

Космическая деятельность состоит из двух элементов: пер-вый — создание ракетно-космической техники в ракетно-космической промышленности и второй — использование инновационных резуль-татов, достигнутых в отрасли, во всех сферах отечественной экономи-ки. В первом элементе задействованы предприятия, объединенные в Госкорпорацию «Роскосмос» и формирующие межотраслевую коопе-рацию; во втором — предприятия и организации различных мини-стерств и ведомств, таких как МЧС, Минсвязи, Минприроды, Мин-транс, Росгидромет, РАН, и других.

Для повышения эффективности национальной космической дея-тельности ставится задача подготовки долгосрочной программы ре-формирования ракетно-космической промышленности с целью свое-временного выполнения государственных программ и оборонного за-каза, обеспечения прибыльности и финансовой устойчивости предпри-ятий. Практика показывает, что одновременное достижение этих целей порождает конфликт интересов участников этого процесса и невозможно без институциональных изменений в управлении космиче-ской отраслью.

Реформирование управления космической отраслью должно строиться на основе системных исследований, и, в первую очередь, в области ее экономики и финансов. Следует заметить, что системные исследования должны базироваться на формировании методологии с учетом специфики космической деятельности и ориентацией на инно-вационный путь развития экономических процессов.

Как известно, создание ракетно-космической техники характе-ризуется мелкосерийным и единичными масштабами производства, значительными объемами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организацией специализированных произ-водств и использованием уникального оборудования, длительным циклом создания изделий.

Все эти особенности необходимо учитывать как в процессе фи-нансового планирования космической деятельности, так и ценообразования на ракетно-космическую технику. Они оказывают влияние на технико-экономическое сопровождение космической деятельности. Отраслевую специфику крайне важно учесть и при оценке реализуемости космических проектов и федеральных целевых программ на предприятиях отрасли, проводя анализ готовности исполнителей к выполнению заданий государственного оборонного заказа, и во многих других случаях.

Особое внимание следует уделить управлению космической от-раслью, в плане придаче ему инновационного характера. В последнее время в отрасли произошли серьезные институциональные изменения в организационных формах управления, отсюда насущной потребно-стью становится введение новых форм и методов инновационного управления деятельностью космической отрасли. Системный анализ всех сторон функционирования предприятий и космической отрасли, в целом, в условиях постоянных изменений в экономике страны, а также влияния внешнеэкономических факторов, позволяет формировать но-вые подходы к решению этих проблем.

Первым этапом реформирования управления космической от-раслью и ее перехода к инновационному пути развития, на наш взгляд, является объединение всех организационно-экономических новаций, проводимых в отрасли, для реализации предлагаемой Единой эконо-мической политики.

Разработка Единой экономической политики потребовала, прежде всего, создания единой методологической базы, формирования принципов и методов, которые нивелируют проявления конфликта интересов заказчиков и исполнителей государственных программ за-даний и переведут их в русло баланса интересов. В то же время управ-ление макро- и микроэкономическими процессами в отрасли на базе Единой экономической политики позволит достичь роста доходности и финансовой устойчивости, как отдельных предприятий, так и косми-ческой отрасли в целом.

Обогатившись таким опытом можно перейти к математическо-му моделированию процессов инновационного управления космиче-ской отраслью для разработки возможных вариантов дальнейшего развития. А уже после этого можно использовать информационные ИТ-технологии для информационного сопровождения деятельности отрасли в части мониторинга экономических и финансовых показателей в ходе реализации выбранного варианта ее развития.

В этом ракурсе по-иному видятся новые направления деятель-ности и возрастающая роль отраслевых институтов, в свете планиро-вания, контроля, и методического обеспечения инновационного управления космической отраслью, в основе которого, будет лежать Единая экономическая политика.

Только в такой последовательности действий можно добиться реальных результатов инновационного управления космической от-раслью, направленного на повышение ее конкурентоспособности и эффективности деятельности.

Доклад является программным, поскольку в нем не только фор-мулируются сложные экономические проблемы, созданные конфлик-том интересов, но и обозначаются методические подходы к его реше-нию, а также предлагается организационно-экономическая модель инновационного управления космической отраслью.