ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© В.А.Тихонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.
Инновационная экономика в нашей стране начала активно раз-виваться во второй половине ХХ века, но по-прежнему уступает тем-пам национального развития многих ведущих мировых держав. Нам еще только предстоит значительно повысить качество инновационной деятельности российских предприятий.
Большая часть инноваций создается в сфере предприниматель-ства: в крупных компаниях, которые организуют и финансируют фун-даментальные и прикладные исследования; разрабатывают масштаб-ные проекты; генерируют новые идеи и рынки. Большинство совре-менных технологических разработок окупаются только при условии их коммерциализации на уровне мирового рынка. Фактически все крупные компании, лидеры в своей отрасли, являются стратегическими новаторами, т.е. используют собственные научно-исследовательские работы для усиления основных компетенций.
Российские предприятия авиационной и ракетно-космической направленности находятся в наиболее сложном экономическом поло-жении, что определяется ужесточением глобальной конкуренции в данной сфере и недостаточной поддержкой государственной полити-ки. В результате высокотехнологичные отрасли находятся на грани сохранения своего уникального научно-технического и инновационного потенциала, а небольшое число проектов международного сотрудничества пока не обеспечивает надежной основы для возрождения национальных производителей. Однако по экспертным оценкам самым значительным инновационным потен-циалом отрасли обладают именно предприятия ОПК, и в первую очередь, авиакосмической промышленности. В этой отрасли инновационные разработки наиболее востребованы и могут принести максимальную прибыль.
Каждая пятая отечественная инновационная компания работает в области авиации и космоса. Ведущие предприятия авиационно-космического комплекса могут стать источником современных технологий для других отраслей, менее преуспевших в сохранении собственной науки и внедренческой базы. Применение инноваций позволяет победить в конкурентной борьбе, повысить эффективность, сделать производство и его конечный продукт более дешевым и качественным.