ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
© А.А.Медведев, И.А.Биркин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2016 г.
Современный этап развития российской системы средств выведения (СВ) космических аппаратов (КА) характеризуется использованием в её составе космического ракетного комплекса (КРК) тяжёлого класса «Протон-М», комплекса «Союз-2» с ракетами-носителями (РН) лёгкого и среднего классов, комплекса РН «Союз-ФГ», конверсионного ракетно-космического комплекса лёгкого класса «Рокот» с соответствующей наземной космической инфраструктурой. На завершающих стадиях применения находятся КРК «Зенит» с РН среднего класса и конверсионный КРК «Днепр». Кроме того, проводятся единичные пуски конверсионной РН «Стрела» с космодрома «Байконур».
На космодроме «Плесецк» создан КРК «Ангара» первой очереди, проводятся его лётные испытания с РН лёгкого и тяжёлого классов. На космодроме «Восточный» создан КРК «Союз-2», проводятся его лётные испытания с РН среднего класса.
Для запусков КА на высокоэнергетические орбиты применяются разгонные блоки (РБ) типа ДМ, «Фрегат», «Бриз-М», блок выведения «Волга», создаётся кислородно-водородный РБ КВТК.
В целом научно-производственный комплекс России способен обеспечить замкнутый жизненный цикл СВ всех типов и классов. Актуальные задачи обеспечения гарантированного и независимого доступа России в космос связаны с выполнением требований осуществления запусков КА полной номенклатуры по федеральным программам с территории России с помощью РН и РБ российской разработки и изготовления, отвечающих современным уровням надёжности, безопасности, экономичности и конкурентоспособности на космическом рынке.
Развитие российской системы СВ направлено на решение следующих главных задач, определённых «Основами государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу».
До 2020 года:
– обеспечение эксплуатации на космодроме «Восточный» КРК среднего («Союз-2» этапов 1а и 1б) и лёгкого («Союз-2» этапа 1в) классов для выведения автоматических КА;
– разработка КРК тяжёлого класса для выведения пилотируемых транспортных кораблей нового поколения, орбитальных модулей и автоматических КА в интересах социально-экономической сферы, науки и реализации перспективных пилотируемых программ;
– проведение разработок по перспективным КРК, разработка кислородно-водородного РБ для существующих и перспективных РН;
– внедрение прогрессивных технологий по маршевым двигателям, системам управления, конструкционным материалам для обеспечения более высоких показателей безопасности и технико-экономической эффективности, в том числе в целях обеспечения лунных экспедиций.
До 2030 года:
– создание КРК сверхтяжёлого класса в целях осуществления запусков космических средств нового поколения на высокие околоземные орбиты, а также к Луне, Марсу, Юпитеру и другим небесным телам Солнечной системы;
– разработка многоразовых космических буксиров на основе электроракетных двигательных установок для обеспечения реализации программ снабжения долговременной базы на Луне, создание системы транспортно-технического обслуживания в космосе, включающей многоразовые РН и межорбитальные буксиры.
После 2030 года:
– завершение создания и начало эксплуатации комплекса РН с многоразовой первой ступенью;
– разработка научно-технического задела в целях создания СВ для осуществления пилотируемого полета на Марс.
Конкретные мероприятия в обеспечение развития системы СВ по рассматриваемым направлениям выбираются с учётом допустимых уровней рисков и получения максимальной отдачи от использования ранее созданного научно-технического и технологического задела с оптимальной унификацией системных элементов по интегральному критерию «эффективность-стоимость-реализуемость».