ПИЛОТИРУЕМАЯ КОСМОНАВТИКА И БУДУЩЕЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ

ПИЛОТИРУЕМАЯ КОСМОНАВТИКА И БУДУЩЕЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ

© Н.А.Зыков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2016 г.

В последнее время активно обсуждаются перспективы развития космонавтики на ближайшие десятилетия и приоритетные направления дальнейших исследований. При этом часть экспертного сообщества космической отрасли считает необходимым развивать преимущественно беспилотные аппараты. Однако такое развитие событий может стать в дальнейшем сдерживающим фактором для развития космических программ. Через какое-то время все равно может возникнуть необходимость развивать и пилотируемые программы и переходить к созданию баз на Луне и Марсе. Это предвидел К.Э. Циолковский и многие другие пионеры космонавтики. Дальнейшее развитие общества и его потребностей потребует развития пилотируемой космонавтики для решения важных задач. Например, сохранения человечества как вида перед лицом экологической катастрофы, создания «запасного аэродрома» для эвакуации землян. Об общественном интересе к пилотируемым космическим программам говорит, например, большое количество добровольцев, желающих участвовать в создании первой колонии на Марсе.

В ходе длительных экспедиций человек работает на пределе своих физических возможностей, испытывает многочисленные трудности. Для успешного осуществления экспедиций необходим комплекс мер психологической поддержки космонавтов. Эти меры должны включать рациональную организацию рабочей и жилой среды, продуманное световое и цветовое решение отсеков, вопросы эргономики. Для компенсации монотонности длительного пребывания в помещении небольшого объема и связанных с этим рисков снижения работоспособности и ухудшения состояния здоровья был разработан ряд мер. Впервые этот круг вопросов был очерчен К.Э. Циолковским в работах «Свободное пространство», «На Луне», «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения», «Вне Земли», «Альбом космических путешествий» и др.

На заре космической эры этот комплекс вопросов был поставлен и успешно решен в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) и в ряде отраслевых КБ. В ходе многочисленных экспериментов были разработаны и опробованы методики, позволяющие решить указанный круг вопросов. Одной из наиболее востребованных идей стало воспроизведение естественной природной среды в кабине космического корабля. Она была выдвинута российским ученым Л.Н. Мельниковым. Он разработал методику, согласно которой при помощи проекционной аппаратуры на экране демонстрировались виды природы и метеорологических явлений (дождь, снег, туман и др.), освещенность кабины менялась в соответствии со временем суток. Была разработана динамическая модель метеорологических и астрономических явлений на целый календарный год.

В дополнение у «виртуальному окну» в отсеке космического корабля были разработаны цветомузыкальные композиции на произведения классической и современной музыки с различными видами воздействия — успокаивающим, бодрящим, расслабляющим. Применение всех этих мер в комплексе позволяет космонавтам успешно решать поставленные перед ними задачи. И в случае создания обитаемых баз на Луне и Марсе применение этих методик будет необходимо, так как непривычные визуальные условия могут вызвать сильный стресс. Для успешной работы человеку нужен своего рода защитный кокон в виде привычных условий проживания и работы.

Применение методик психологического сопровождения пилотируемых экспедиций, впервые разработанных в нашей стране на заре эры космонавтики и сейчас вступивших в стадию зрелости, позволит расширить горизонты освоения космоса, избегая негативных последствий для здоровья и жизни космонавтов. Это даст возможность значительно увеличить возможности будущих экспедиций, сделать их более безопасными и результативными. Можно с уверенностью прогнозировать, что встанет задача освоения не только околоземного пространства, но и планет Солнечной системы. Надо быть к этому готовыми, не ограничиваясь только беспилотными аппаратами. Это позволит успешно решать задачи и сегодняшнего дня, и те, которые могут возникнуть в ближайшем будущем.