ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
© М.А.Кибабшина, А.А.Меденков, Т.Б.Нестерович
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.
Развитие авиации и космонавтики является важным направле-нием государственной политики в области науки и техники. Успеш-ность решения этой задачи во многом зависит от подготовки специа-листов, способных овладевать знаниями, навыками и умениями проек-тировать и создавать надежную в эксплуатации авиационную и космическую технику. Повышение требований к проектированию летательных аппаратов с использованием научно-технических достижений, современных технологий и материалов делает актуальным развитие методологии и технологий подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли. Система подготовки таких специалистов должна обеспечивать не только получение ими профессионального образования, но и развитие способностей ис-пользовать полученные знания, навыки и умения в практической деятельности, в том числе учитывать психофизиологические ха-рактеристики и возможности человека при создании летательных аппаратов. В связи с этим актуальной составляющей про-фессиональной подготовки специалистов для аэрокосмической отрас-ли становится обучение студентов аэрокосмического университета принципам, методам и технологиям учета человеческого фактора в процессе проектирования и эксплуатации авиационной и космической техники.
Методологической основой такого обучения стала ориентация на прогноз эффективности деятельности человека-оператора при ин-женерно-психологическом и эргономическом проектировании алго-ритмов и средств труда с учетом совместного влияния и взаимовлия-ния различных факторов на функциональное состояние, качество ра-боты и профессиональную надежность летчика и космонавта. Отсюда вытекала необходимость интегрального использования эргономиче-ских и инженерно-психологических знаний, закономерностей и пси-хофизиологических характеристик человека-оператора в интересах прогноза влияния их недостаточного учета при проектировании лета-тельного аппарата и его эксплуатации. Такая направленность являлась системообразующей при выборе методов, способов и технологий интеграции образования студентов и формирования у них исследовательского мышления. Повышению качества обучения студентов способствовало их привлечение к математическому описанию закономерностей и взаимосвязей психофизиологических характеристик и возможностей человека и их учету при проектировании и создании авиационной и космической техники. Реализация такого подхода при разработке учебных планов, программ и курсов теоретической и практической подготовки студентов аэрокосмического университета способствовало повышению их активности и качества подготовки. Интеграция обуче-ния студентов и исследования психофизиологических характеристик и возможностей человека-оператора с использованием полученных дан-ных для разработки математических моделей обеспечивало формиро-вание представлений о целях, задачах и возможностях учета человеческого фактора в авиации и космонавтике. Направлениями дальнейших исследований по обоснованию эффективных методов, средств и технологий подготовки специалистов в области эргономики и инженерной психологии представляются уточнение требований к их профессиональным качествам, определение структуры знаний и специальностей, обеспечивающих решение задач инновационного развития авиации и космонавтики, и разработка системы управления и контроля качества обучения и профессиональной специализации.