ПРОБЛЕМА РЕСУРСА КОНСТРУКЦИИ ДЛИТЕЛЬНО ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ САМОЛЕТОВ

ПРОБЛЕМА РЕСУРСА КОНСТРУКЦИИ ДЛИТЕЛЬНО ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ САМОЛЕТОВ

© К.И.Мартиросова, А.А.Морозова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2016 г.

Проблема длительно эксплуатируемых самолетов — значительный вызов для производителей самолетов, пользователей и сертификационных центров. Многочисленные меры принимались с течением времени, чтобы понять технические проблемы и рекомендовать новые сертификационные и эксплуатационные предписания.

Стареющими самолетами России являются самолеты, выход которых на авиалинии начался до 1974 г. Эти самолеты имеют Аттестат о годности к эксплуатации, выданный в соответствии с Нормами летной годности самолетов СССР.

Первое время самолеты сертифицировались по различным стандартам относительно размеров повреждений согласно принципу «безопасного разрушения». Концепция «безопасного разрушения» базировалась на статическом анализе с разрушенными или частично разрушенными некоторыми силовыми элементами. Предполагалось, что разрушенные элементы не несут какой-либо нагрузки и оставшаяся неповрежденная часть конструкции должна быть способна выдержать уровень нагрузок «безопасного разрушения», определенный с помощью обычного статического расчета конструкции.

Важным элементом поддержания летной годности старых самолетов России является поэтапное продление ресурса. Поэтапность вызвана трудностями прогноза ресурса на большой срок эксплуатации, возможными изменениями условий эксплуатации и т.д. Величина интервала между этапами не оговорена в нормативно-технической документации.

Оценка областей конструкции, которые чувствительны к локальным повреждениям, включает следующие мероприятия. Во-первых, проверка всего опыта и заключений об усталостных испытаниях больших фюзеляжей. Во-вторых, проверка всех имеющихся расчетов. И наконец, проверка всех существующих мер технического обслуживания.

В работе рассматриваются методы анализа конструкций, которые подвержены локальным повреждениям, многоочаговым повреждениям и множественным повреждениям в одинаковых и различных деталях, как в оригинальных конструкциях, так и в конструкциях после ремонта.