ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ БИОНИЧЕСКИХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ЖИВОЙ ВСЕЛЕННОЙ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ БИОНИЧЕСКИХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ЖИВОЙ ВСЕЛЕННОЙ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

© А.В.Колесников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2016 г.

К.Э. Циолковский, как всякий масштабный мыслитель в истории науки и философии, ставил и теоретически исследовал проблему природы феномена самоощущения живой материи. В развитой форме оно имеет форму "Я" или души. Отличительной особенностью К.Э. Циолковского как мыслителя всегда являлась исключительная самостоятельность мышления, свежесть и неожиданность используемых выражений, сочетающаяся с глубиной и индивидуальной, нестандартной теоретической проработкой проблемы. В своей работе "Живая Вселенная" он ставит и исследует одну из главных проблем всего научного познания — проблему способности материи ощущать своё собственное существование, которая в наибольшей степени проявляется в способности материи быть живой. При этом, Циолковский справедливо указывает на то, что в природе нет границ, отделяющих живое от неживого, и, следовательно, способность чувствовать, ощущать изначально присуще материи и заложено в её фундаментальной природе.

В данной работе нами ставится цель рассмотреть в контексте данных идей К.Э. Циолковского проблему и возможность создания искусственных технических (робототехнических) систем, которые бы обладали способностью чувствовать, ощущать и переживать своё существование, подобно тому, как это присуще живым существам. Назовём это бионическими свойствами. Никаким современным машинам это пока недоступно. Более того, в ряде случаев сама такая постановка вопроса воспринимается как бессмысленная так как традиционно машина воспринимается как противоположность одушевленному и живому. Циолковский же напротив указывает на то, что никакой сущностной, качественной разницы между машинами и живыми существами, между живой и неживой материи — нет. Есть разница лишь количественная, и она может быть столь разительной, что мы однозначно воспринимаем камень и улитку как качественно различные виды материи — в улитке присутствует некое живое начало — душа, а в камне этого живого начала нет, хотя он и состоит из тех-же атомов, что и улитка.

Возникает вопрос — можно ли искусственно создавать технические (робототехнические) системы, то есть — машины, обладающие указанными бионическими свойствами и способными ощущать своё существование подобно человеку или, хотя бы, улитке или муравью. Исходя из обоснованной логики К.Э. Циолковского, совпадающей с нашей позицией — на данный вопрос следует дать положительный ответ — да можно. Необходимо лишь понять — на какие фундаментальные свойства материи опирается её способность чувствовать, и, в конечном счёте, быть живой. Циолковский указывает на то, что конкретные атомы и молекулы проходят через живой организм подобно реке, и атомарный состав тела периодически полностью обновляется. Вместе с тем, Циолковский отмечает, что один и тот же атом может по-разному "вибрировать" в живых и неживых объектах. Именно с этим он связывает "чувство жизни".

Таким образом, можно заключить, что искомое "чувство жизни" это коррелятивный электрический процесс, охватывающий и соматические атомно-молекулярные структуры живого существа. Всякая реализация данного процесса уникальна, хотя и обладает некоторыми общими для всех подобных процессов чертами. Объективную логику протекания этого процесса невозможно понять в рамках парадигмы классической науки. Его особенности могут быть адекватно поняты, воспроизведены и смоделированы лишь с позиции современных представлений о хаосе.